Поездки
  • Къырым или Таврида? Крымский дневник
  • Старый обряд у святынь Петербурга. 2012 г.
  • Киев 2012. Впечатления паломника
  • Восхождение на Синайскую гору
  • С коптами лицом к лицу (о поездке в Египет)
  • На Святой Горе Афон
  • Поездка в Луганскую и Воронежскую области. Сентябрь 2011 г.
  • Петербургские встречи и впечатления
  • В гостях у архимандрита Петра (Кучера)
  • Джорджия или Иверия? (записки паломника по Грузии)
  • Поездки по стране и за рубеж
  • О попытке посещения Южной Осетии и о пребывании в Северной Осетии
  • В гостях у архимандрита Петра (Кучера)

    Как не посетить Боголюбово – это особое место на Русской Земле, освященное явлением Пресвятой Богородицы - в год 900-летия благоверного князя Андрея, фактически первого русского царя? Тем более, что в этом же году исполняется 85 лет духовнику обители, знаменитому старцу о. Петру (Кучеру)!

    Решили выехать рано утром, чтобы успеть к началу службы. В дороге подумал: «Ну кого мог бы я назвать своим отцом после смерти своего родителя, раба Божия Сергия?» Долгое время таковым воспринимал старосту нашего храма «Никанорыча» – Кузнецова Владимира Никоноровича – потрясающе яркого, талантливого человека. Год, однако, уже, как его нет в живых... Сиротство, а потребность в отцовстве есть.

    Прощаясь на днях, в конце поездки в Тбилиси, с почетным попечителем нашего храма, самым знаменитым грузином, выдающимся режиссером Ревазом Давыдовичем Чхеидзе, сказал ему: «Вы не только "отец солдата" (он режиссер знаменитого фильма "Отец солдата"), но и "отец игумена". Реваз Давыдович улыбнулся, обнял меня и сказал: "Так и есть". И вот еду в Боголюбово и думаю: "А из духовных лиц кого бы я назвал своим отцом?" Спросил себя, и сердце мгновенно отозвалось: "Отец Петр Боголюбский". Каково же было мое удивление, когда за трапезой о. Петр, обращаясь ко мне, назвал меня своим сыном...

    ...Стою в алтаре огромного монастырского собора. В окно видны княжеские палаты – здесь принял мученическую кончину благоверный князь Андрей Боголюбский. Там на ступенях до сих пор проступает его кровь.

    Ещё в школе, рассматривая фото храмов Владимиро-Суздальской Руси (учебник истории для 7-го класса), я ощутил небесную гармонию, почувствовал неземную музыку. А ведь их строителем был св. князь Андрей. И только сейчас я осознал все его величие и значение для нашего Отечества. Он построил более 30 храмов и монастырей, вкладывая в это до половины расходов княжества.

    Немаловажный факт: князь Андрей, по повелению Богоматери, из Вышгорода направился во Владимир, на северо-восток, и основал здесь новую столицу Руси. Стало быть, все промыслительно. Получается, что украинские националисты «прут против рожна», настаивая на своем первородстве. В главном соборе обители, освященном в 60-е годы XIXв. святителем Феофаном Затворником, обратило на себя внимание то, что роспись выполнена в академическом стиле, а иконостас - в древнерусском. Ну и, слава Богу, хорошо, что не пошли на поводу контролирующих инстанций, как это случилось с Троицким собором Данилова монастыря («роспись диктует и стиль иконостасов»), и иконостасы изготовили в каноническом стиле. На месте явления Божией Матери – Надкладезная часовня.

    Не собирался ночевать, но о. Петр настоял, с тем, чтобы утром вместе с ним служить литургию… Евангелие, после прочтения его иеродиаконом, старец передал мне, я зашатался под его тяжестью. На сугубой ектенье прошения благодарственные и о болящих читал сам о. Петр. На ектенье поминают всечестную игумению Антонию с сестрами, яже во Христе, братию святаго храма сего и еще православное наше Отечество. Чтение Евангелия старец слушал, опершись о край престола. Огромная чаша была с Кровию до края, у меня даже были опасения – как бы ни обронить каплю. Херувимская исполнялась по частям дважды. Старцы друг друга исповедовали. На заключительных словах разрешительной молитвы о. Петр осенял о. Гавриила, прижимая крест к его голове. Отец же Гавриил делал на голове о. Петра, накрытой епитрахилью, крестообразное движение крестом в вертикальном положении.

    Обратил внимание на то, что благодарственные молитвы читаются не по окончании литургии, а включены в нее – читаются после «Буди Имя Господне». Вряд ли это оправдано. По окончании причащения иеродиакон громко троекратно возгласил «Аллилуиа».

    «Батюшка, можно с Вами сфотографироваться?» - спрашиваю о. Петра. «Нет! – решительно отказывает о. Петр. - Я не фотогеничен». Я возражаю, а он удаляется. Жаль! Сколько прекрасных ракурсов было на литургии! Вот старец сидит согбенный, вынимает частицы из просфор, а вот - стройный, поджарый, высоко подняв Евангелие, возглашает «Благословенно Царство», сосредоточен, погружен в молитву. Возникает ощущение духовной силы. «Купайся в источнике, помазывай руки соборным маслом», - это он мне в связи с болезнью витилиго. На вечернюю службу о. Петр задержался. Наблюдая, как он шепотом, серьезно устав, произносил отпуст литургии; вздремывал за трапезой; выходил, пошатываясь, из-за стола, я подумал: «Наверное, плохо себя чувствует. Не случайно он сказал о трудностях жизни после 80-ти». Какое же было мое удивление, когда старец на вечерней службе снова был бодр. «Я был на полях. Страшная жара – надо было утешить и поддержать тружеников». Сострадание – вот одно из главных качеств о. Петра. "Батюшка строгий, но жалостливый», - сказал иеродиакон Варлаам. Кстати, о. Петр 10 лет ежедневно служит литургию и ежедневно причащается много лет.

    О.Петр очень извинялся за то, что, когда я был в обители осенью, он уделил мне мало внимания. Очень приятно было ему, что мы земляки – оба с Донбасса: я с Артемовска Луганской, и он тоже с Артемовска, но Донецкой области. «Большая беда будет», - это по поводу тенденции к автокефалии Украинской Церкви. Оценил наше стояние, непринятие ИНН на храм. «Я к Вам приеду», - сказал в связи с этим о.Петр.

    Рассказал батюшке, как совершается чин прощения в конце полунощницы и павечерницы по старому обряду: священник, произнеся отпуст, глаголет: «Благословите отцы святии и братия и простите мне грешному вся, елика согреших в нощь сию (день сей) душею и телом, словом и делом и помышлением и всеми моими чувствы». Чтец (в положении ниц): «Бог да простит тя и помилует, честный отче. Прости мя, отче, и благослови, вся, елика согреших во вся дни живота моего и в сей день (сию нощь) душею и телом, сном и леностию, помрачением бесовским...» и т.д. О.Петр на это отреагировал: «И мы так делаем на службах в подворье монастыря».

    Обратил внимание на манеру о.Петра общаться, будоражить присутствующих на трапезе, подключать их к общему разговору.

    Интересный штрих к портрету батюшки: к его 85-летию ему преподнесли 85 роз. Его реакция: «Вместо сорока роз из этих 85-ти надо было 40 раз палкой ударить меня, т.к. до 40 лет Бога я не знал».

    Были ли искушения в поездке? Они всегда бывают. Мои спутники, пока я трапезничал со старцем, устроили себе собственную программу, исчезли вместе со всеми вещами, книгами и облачением. Жаль, я ведь хотел послужить молебен в обители благоверного князя Андрея по старому обряду. Но игумен Кирилл не был бы игуменом Кириллом, если бы не нашел возможность и здесь оставить старообрядный след. И вот в алтаре, на павечернице, у иконы св. князя я прочитал ему канон по-старому. Пропел еще старинным распевом и там, где он принял мученическую смерть, и в часовне, которую построили уже в наше время – на месте, где было обнаружено его тело.

    Раньше монастырь был мужским. В 1996 году 63 монахини и послушницы с о. Петром поселились в обители. Батюшка вникал во все детали ремонта и реставрации. Храм Покрова на Нерли был скитом монастыря. Современный вид его еще более прекрасен, чем был до революции. В обители некоторое время находилось тело св. Александра Невского, умершего на обратном пути из Орды. Бывали в обители святители Петр и Алексий, прп. Андрей Рублев, Иоанн Грозный и Петр I. По преданию, прп. Серафим Саровский получил диаконскую хиротонию в Боголюбской обители. Были в обители Дмитрий Пожарский и Александр Суворов. Последним настоятелем обители был епископ Афанасий (Сахаров) – до 1923 года. Затем наступила разруха. Сейчас в обители 170 насельниц.

    В полночь звонили в колокол, призывая к молитве о восстановлении православного самодержавного царства.

    Собор вмещает до 5 тысяч человек. Столько же бывает на праздник Боголюбской иконы. Около тысячи человек причащается. Из многих десятков оскверненных сельских храмов первым восстанавливался храм в селе Янево, ставшим подворьем монастыря. Здесь в 20-е годы отказались принять крестный ход. Приступив к восстановительным работам, нашли газету, где говорилось об этом отказе.

    Утром, во время 3-го часа, был слышен заливистый радостный трезвон.

    В конце нашего пребывания почувствовалось небольшое брожение у насельниц обители в связи с тем, что я и мои спутники, не скрываясь, открыто крестились двуперстно и носили лестовки. Одна монахиня сделала замечание отроку Даниилу, участнику поездки. Другая сокрушенно вздохнула: «Неужели они не почитают Святую Троицу?» (?!). И это притом, что в самой обители икона Спаса, справа от царских врат, и ряд святых изображены с двуперстием! Иеродиакон Варлаам, сразу все адекватно воспринявший, извиняясь, говорил нам на прощание: «Вы уж не обижайтесь – матушки просто непросвещенные в этом вопросе». А мы за 20 лет уже ничему не удивляемся, а только сожалеем, что наше древнее духовное богатство, так нужное для возрождения нашего Отечества, пока еще очень слабо востребовано. Но капля точит камень, и если наше посещение Боголюбской обители послужило такой каплей, то мы будем очень рады.

    На карте
    Телефон: 8-495-959-08-62
    Адрес: Берсеневская наб., 18
    На карте
     
    КонтактыНа главную На главную