Поездки

На Святой Земле (записки паломника)

Начало, как всегда, - острая боль, на этот раз в локтевом суставе правой руки, и безсонная ночь. Честно говоря, я бы и не поехал, если бы не благотворительный характер поездки — тут трудно устоять. Приехали в аэропорт – не успел я оглянуться, а водителя след простыл. А как же быть с зимней одеждой – ненужной обузой в Иерусалиме, где 20 градусов тепла? Пришлось водителю возвращаться, благо, что не успел далеко уехать.


Одним словом, искушение, как всегда, неизменный атрибут всех поездок – и в начале, и в процессе, и в конце.

В первый же день по прибытии в Иерусалим, естественно, посещение храма Гроба Господня. Рядом с храмом растет маслина, у которой, по преданию, Авраам нашел овна для жертвоприношения. На месте, где Авраам молился, стоит мечеть. С ее минарета эмир наблюдал, как сходит Благодатный огонь. Видя это чудо, он воскликнул: «Вот истинная вера!», после чего ему отрубили голову у ног православного патриарха. Каждый год по-разному появляется Огонь. Бывало так, что Патриарх собирал огоньки с плиты в Кувуклии и, поместив их в лампаду, зажигал ее. Кстати, после отстранения Патриарха Иринея, наблюдается явное оскудение Огня. При входе в храм на стене около каменного ложа, на котором было помазано Тело Господа перед погребением – потрясающей красоты мозаика, изображающая последние дни земной жизни Спасителя. Придел Лонгина Сотника, где бросали жребий о хитоне. Армянский придел. Придел Страстей Господних, где бичевали Спасителя.


Францисканские монахи стали совершать что-то типа нашего молебна. В это время раздался призыв муэдзина к мусульманской молитве, потом колокольный звон-такова повседневность Святой Земли.


Не откладывая, совершил молебны по старому обряду на Голгофе и у входа в Кувуклию. Обратил внимание на то, что изображение Спасителя внутри Кувуклии несколько деформировано, а вверху, над входом  в нее, вообще фотографическое изображение Воскресшего Христа в стиле ренессанса. Подумал: для любой нашей епархии было бы честью передать в дар для такой великой святыни, как Гроб Господень, иконы в каноническом стиле. Послужить, к сожалению, ночью Литургию на Гробе Господнем, не удалось. Войдя в алтарь большого храма Воскресения, я выразил желание принять участие в служении Литургии. Спросили разрешительный документ из Иерусалимской Патриархии. У меня с собой было только удостоверение настоятеля московского храма. «Ноу проблемз, - отреагировал греческий священник, - придет владыка и все разрешится». Архиерей, однако, не стал даже разговаривать без предъявления документа из Патриархии. «Ну что ж, тогда хотя бы причаститься можно?» - робко спросил я. Возражений не было. Служба началась в половине двенадцатого ночи, по-видимому, с полунощницы или утренних молитв. В начале службы, когда еще не было священника, иеродиакон, возложив поверх подрясника двойной орарь, стал совершать каждение всего храма. Параллельно негромкому чтению молодого мужчины на клиросе, в храме были слышны громкие молитвенные восклицания коптов, служащих в Кувуклии. Обратил внимание, что входные молитвы в начале канона совершали только архиерей с иеродиаконом, причем архиерей при этом был с высоким посохом. Малую ектению по шестой песни возгласил иеромонах с клироса, он был без облачения. На девятой песни канона второй иеродиакон, выйдя без кадила через Царские врата к иконе Богородицы возгласил: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Вновь войдя в алтарь через Царские врата, он начал каждение. Как только начали читать хвалитные стихи, архиерей с двумя иеродиаконами и одним священником (он был русский), выйдя из алтаря, направились к Кувуклии. Внутри ее греческий священник уже совершил проскомидию. После Великого славословия начали Литургию. Иеродиаконы во время возглашения ектений держали в руке дикирий. После каждого прошения они не крестились (так и по старому обряду). Малый вход совершали вокруг Кувуклии. Трижды иеродиакон возгласил: «Господи, спаси благочестивыя». Иеродиакон еще возгласил поминовение Патриарха с перечислением его титулов. В конце Трисвятого архиерей на три стороны произнес: «Господи, Господи, призри с небесе…» (так и по старому обряду). Апостол читал не второй диакон, как обычно, а простой монах. Читал он его почему-то не на средине, а сбоку. Перед чтением был возглашен только один стих прокимна. Уже во время чтения Апостола, старший иеродиакон вынес из Кувуклии Евангелие. «Алиллуия» после прочтения Апостола не пелось — только трижды произнес ее монах с клироса. Нужно сказать, что и Апостол и Евангелие читались с хорошей дикцией. Во время чтения Евангелия архиерей стоял лицом к молящимся, выйдя на солею. После Евангелия сугубой ектеньи не было, а сразу после двух прошений малой ектеньи и возгласа начали петь Херувимскую песнь. Великий вход, как и малый, совершался вокруг Кувуклии. Неожиданностью было долгое поминовение архиереем в конце великого входа. Помимо обычного поминовения Патриарха, митрополитов, архиепископов, епископов и т.д. поминались еще десятки имен людей, по-видимому, как о здравии, так и об упокоении. В начале Евхаристического канона архиерей, возглашая «Благодать Господа нашего Исуса Христа...» и «Горе? имеем сердца» в правой руке держал возду?х. После возгласа «Святая святым» я встал за колонну, одел на себя епитрахиль, и стал исповедовать членов нашей группы, готовившихся к причащению. Сам я причащался без епитрахили, мирянским чином. Епитрахиль одеть не решился после не очень любезной реакции греков на мое появление в алтаре. Во время отпуста, произносимого архиереем, хор почему-то стал петь «Тон деспотин». В целом совершение греками службы особого впечатления на меня не произвело. Я понимаю (я это видел), что есть сложности, когда ты служишь в строго отведенных временных рамках, и тебе дышит в затылок группа коптов или армян — это одно. Но когда ты волен распоряжаться своим временем, как хочешь, как в случае с этой ночной службой, - дело совсем другое. После службы греческие монахи и несколько русских монахинь прошли в помещение рядом с Кувуклией, где было предложено скромное угощение. Ни я, ни служивший священник из России, приглашены не были. Греки держались отдельно, эмоционально общаясь между собой. К этому гостевому помещению примыкает комната, где располагаются многочисленные частицы мощей с подписями на трех языках. Кроме осмотра храма Гроба Господня с его многочисленными небольшими алтарями в гротах в этот же день мы побывали на подворье Гефсиманской обители, находящейся напротив храма Гроба Господня. Нужно сказать, что храм Гроба Господня, как и гробница Божией Матери и храм над источником в Назарете, были  построены или реконструированы в краткий период христианского правления — эпоху крестоносцев (12-13 века). Поздно вечером, на узкой улочке Старого города, мы были свидетелями, как группа верующих общается с Патриархом Иринеем, изгнанным со своей кафедры семь лет назад. Картина напоминала эпизод, описанный в Книге Деяний, когда апостола Павла по веревке в корзине спустили из темницы по городской стене на землю. Напряженно всматриваемся в крышу высокого дома. Вдруг на ней появляется фигура изможденного старца в скуфье, который что-то негромко восклицает и активно благословляет собравшихся. Патриарх неплохо говорит по-русски: «Я люблю Россию, люблю русских, за всех вас молюсь, и вы молитесь» и т.п. Спускает с крыши веревку, на конец которой стоящие внизу прикрепляют корзинку с продуктами и одеждой. Заботящаяся о Патриархе монахиня, в почтенном возрасте, но очень энергичная, весьма высоко отзывается о его духовных качествах, молитвенности и ревности о Православии. «На выборах в патриархи голоса разделились поровну между Иринеем и Тимофеем. Тогда, согласно Уставу Иерусалимского Патриархата, последнее слово за смотрителем Гроба Господня. Тот определился в пользу Иринея. Молились при нем утром, днем, вечером и ночью. На большие торжества Патриарх во главе сонма архиереев шествовал на Гроб Господень. В Неделю Православия возглашались анафематизмы еретикам. Латиняне не допускались на патриаршие службы. Патриарх знал о порочных наклонностях некоторых архиереев и членов Святогробского братства и побуждал их к покаянию. Вселенский Патриарх Варфоломей требовал от него передачи в свою юрисдикцию 19-ти церквей в разных частях света, но Ириней категорически отказался. Кроме того, он критиковал глобализацию и выступал против экуменизма, отказался принять римского папу. Все это переполнило чашу его недоброжелателей, за которыми стояла мировая закулиса. Иринея обвинили в незаконной продаже Израильскому государству церковной недвижимости (все обвинения впоследствии были сняты) и отстранили от власти. Без ведома Патриарха собрался Синод архиереев, который заявил о его низложении. Вмешательство Патриарха Варфоломея с обещанием объективного рассмотрения дела, ситуацию усугубило. Большинство Предстоятелей Православных Поместных Церквей поддержало низложение Иерусалимского Патриарха Не подписали постановление Антиохийский, Сербский и Грузинский Патриархи». Низложение Патриарха – единственный случай в истории Иерусалимской Церкви. Ириней пришел в келью после пасхальной службы и больше выйти не смог – его закрыли. Сейчас он, в принципе, выйти может, но обратно его не впустят. Нынешний Иерусалимский Патриарх Феофил до избрания Патриархом был епископом всего в течение трех месяцев. Полтора года его не признавало израильское правительство. Он долгое время жил в США. Четыре года возглавлял подворье Иерусалимского Патриархата в Москве. В изданиях Иерусалимского Патриархата не говорится, что Патриарх Ириней рукополагал Феофила во епископы и что он вообще был Патриархом. Один насельник обители прп. Саввы Освященного, проведший в затворе около 30 лет, не признал Феофила законным Патриархом и ушел  к Грузинскому Патриарху Илие.

 

Первые полтора года низложенный Патриарх еще имел возможность принимать посетителей. Последние пять лет он этого лишен. Ему даже отключали свет и воду. Связь с внешним миром, помимо телефона, осуществляется через переход Патриарха через крыши домов к стене — тогда имеется возможность его общения с пришедшими. В своем заточении он имеет возможность совершать Литургии. Все необходимое для этого он получает вместе с продуктами и одеждой в корзине, которую веревкой поднимает на крышу дома. Попытки посетителей подняться в его жилище успехом не увенчивались, т.к. жители соседних квартир зорко за этим следят. Впрочем, детям из соседней мусульманской семьи удается за небольшие деньги передавать Патриарху воду и пр. С отцом этих детей Патриарх был дружен, когда еще был при власти. Кстати, Патриарх Ириней хорошо знаком с историей нашей церковной трагедии, происшедшей в 17-м веке. У него нет никакого отторжения от двуперстного крестного знамения, с символикой которого он знаком. Он разделяет позицию о равночестности двоеперстия с троеперстием. В то же время, он обличает обрядоверие, граничащее с фарисейством.


Все Первоиерархи Зарубежной Церкви были епископами в Австралии. О митрополите Филарете (Вознесенском) матушка отзывалась, как о человеке неимоверной любви и скромности. Часто днем он ходил по магазинам, закупая всякие сладости, а по ночам разносил их по детским приютам. Однажды по дороге из аэропорта он заехал на день рождения одного молодого человека. Ему исполнился 21 год, а это в Австралии очень торжественно отмечается. День был постный, но столы ломились от мясных блюд и спиртного. Увидев приближающегося митрополита, хозяева поспешили убрать мясные блюда и спрятать спиртное под столом. Вошедшего владыку попросили благословить трапезу. Он благословил со словами: «Благословляется ястие на столе и питие под столом». Беседуя с собравшимися, он потихоньку отодвигал неподходящую ему, как монаху, пищу. «Владыка очень красиво вышел из положения: никого не осудил, никого не обидел, преподнес изящный урок любви» — сказала матушка. О митрополите Виталии: замечательный человек, тоже любвеобильный, умный. Как-то владыка посетил Русский Дом, и попросил всех присутствующих представиться. Все старались представиться как можно солиднее. Реакция владыки: «Интеллигенция у нас высокого класса, но она отдала императора Николая на расстрел, ничего не сделав для его защиты». После этого владыка пригласил сесть рядом кухарку, тем самым осадив высокомерие собравшихся в еще большей степени. Был он прекрасным проповедником. Очень тепло матушка отзывалась о митрополите Лавре. Рассказала о видении владыкой Лавром молитвы ребенка, которая достигала небес: «Владыка упал на колени и зарыдал».

 

Воссоединение Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом для сестер Гефсиманской и Елеонской обителей, по словам матушки, было неожиданностью. По сути, они были поставлены перед свершившимся фактом. Им говорили: «Еще вчера надо было определиться». После Акта воссоединения Елеонский монастырь покинуло около 10 сестер, в основном, румынок. Три сестры ушли из монастыря св. Марии Магдалины.

 

Следующий день мы посвятили осмотру достопримечательностей Старого города: церкви святых праведных Иоакима и Анны, Рождества Богородицы, Вифезды, прошли крестным путем. На месте первого падения Христа стоит католический храм. Здесь запомнились две росписи-иллюстрации на стенах: на одной изображается падающий Христос в окружении сочувствующих ангелов, а на другой множество крестов вокруг слов «Возьми крест свой и следуй за Мной». Отпечаток на стене от прикосновения руки Христа на месте второго падения. Греко-католическая церковь на месте, где стояли люди, когда Христа сквозь строй прогоняли воины. Еще у одного места падения устроена коптская католическая церковь. Вообще, копты имеют здесь много земель, т.к. Египет входил в состав Османской империи. Монастырь прп. Харлампия – он тоже устроен на месте падения Христа.
Вифездой («овчая купель», воды здесь давно уже нет) владеют францисканские монахи. Турецкий султан передал Франции это место в благодарность за помощь в Крымской войне. На территории монастыря установлен бюст кардиналу Лаверджи, который проводил здесь раскопки. На Александровском подворье помолились у Распятия, водруженного в голгофский камень, отделившийся во время землетрясения. На стене множество табличек с именами для поминовения (архимандрита Антонина (Капустина), К.П. Победоносцева и др.). Среди лампад, висящих в ряд у подножия Креста (в память жертв терактов, воинов Первой мировой войны, чернобыльцев и т.п.) — серебряная лампада от старообрядцев — она находилась немного в стороне от других, не в ряду. Очень тонкой ручной работы. Лампада подписана: «О болярине Феодосии Морозовой, княгине Евдокии Урусовой, Марии Даниловой, инокине Иустине, и всех мучениках древнего благочестия, двухперстное крещение и молитву по старым книгам творившим». Подворье устроено у порога Судных врат. Каменный престол из храма свв. Константина и Елены. Надпись на ящике для пожертвований: «Благословит тя Господь от Сиона». Часовня Феодоровской иконы Божией Матери в память августейших особ Царского Дома Романовых и всех убиенных и страдальцев в лихолетия 20-го века во Отечестве и в изгнании упокоившихся. Через каждые два года, главным образом, с Украины приезжают сестры, которые читают здесь Неусыпаемую псалтирь.
Рассказывали (и это документально зафиксировано), что когда один патриарх запретил арабам при схождении Благодатного огня танцевать и бить в барабаны, то Благодатный огонь не сошел. Сошел он только тогда, когда арабам вновь разрешили делать так. То же самое было, когда женщинам запретили входить в алтарь большого храма Гроба Господня. Женщины в Иерусалиме могут прикасаться к престолам.


Посетили храм св. Александра Невского и комнату для приемов высоких гостей (изначально она была устроена для Николая Второго, но он там так ни разу не был). Сейчас там приемная нашего Патриарха, в ней принимают высоких гостей. В храме находится чтимая Тихвинская икона Божией Матери и икона прп. Анастасии Киевской с частицей мощей.


Ступени Соломонова храма – по ним ходила юная Дева Мария. Дом Иуды Искариота – на этом месте уже несколько веков неизменно находится общественный туалет. Место, где был дворец Понтия Пилата, где был суд над Христом – Лифостротон. Два барельефа: на одном изображено омовение рук Пилатом, а на другом такая надпись: «Не плачьте обо мне, а о себе и о детях ваших». Темница, где сидел Христос, когда изготавливали крест. Здесь ноги узника вставляли в щели, а на руки его возлагали цепь. И в таком обездвижимом состоянии он пребывал.


Были на Литургии в Гефсимании, на месте Погребения Богородицы. Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами свв. Богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, -расположены они по бокам лестницы. После Литургии отправились в Палестину. Вблизи реки Иордан посетили монастырь прп. Герасима Иорданского. На иконах его обычно изображают со львом, которого святой исцелил и который потом жил рядом с ним. В этих местах произошла встреча старца Зосимы и св. Марьи Египетской. Посетили в обители Молочный грот, где Дева Мария кормила младенца Исуса по пути в Египет. Окунулись в довольно прохладном Иордане. Эта река является границей. Нам было сказано: «Если поплывете на другой берег Иордана, то не забудьте взять паспорт в зубы».


В окрестностях Иерихона, древние стены которого насчитывают около 10 тысяч лет, небольшими переходами поднялись на Сорокадневную Гору Искушений, где Христос 40 дней пребывал в посте и молитве после крещения. Подниматься на гору нам порекомендовали только с чтением Исусовой молитвы. Вчетвером входим в пещеру, где по преданию молился Спаситель, и делаем 40 поясных поклонов с молитвой Исусовой. В настоящее время в обители живет только один монах. Прочитали отрывок из Евангелия, повествующий о сорокадневном пребывании Спасителя на этой горе. Видели камень, на котором Христос молился. На самой вершине в конце 19-го века на русские средства начали строить монастырь, но строительство было прекращено в 1914 году из-за Первой мировой войны. В Иерихоне произошла встреча Спасителя с Закхеем, начальником мытарей. Дерево, на которое залез Закхей, чтобы увидеть Исуса, сохраняется до сих пор на территории греческой церкви. В городе есть участок, принадлежащий  Русской миссии. Он был приобретен в конце 19-го века для размещения паломников. В Иерихоне были очевидцами огромной радуги — она отражалась даже на песке. Стены этого старейшего города были обнаружены через попадание бомбы.

 

Вифания - место воскрешения праведного Лазаря, где произошла встреча Христа, с сестрами Лазаря Марией и Марфой. Сюда приходит мало паломников. Здесь располагается русский участок, принадлежащий общине Воскресения Христова. Христиан в городе всего около 1 %.  В конце 20-х годов здесь появились монахини Марфа и Мария. Ранее они были англиканскими монахинями. Эти монахини, как и еще две сестры — армянка и датчанка, имели медицинское образование. Благодаря этому они могли оказывать помощь больным, что укрепило их положение. Была организована школа-интернат для арабских православных девочек (впоследствии сюда стали принимать и мусульманских девочек). В настоящее время в школе учатся более 400 девочек, которых обучают 28 преподавателей. Есть еще интернат на 20 детей. С местной администрацией случаются проблемы, например, из-за того, что каникулы в школе бывают на Рождество и на Пасху. Посетили пещерную церковь в честь свт. Николы — в ней совершаются ночные Литургии.  Менее чем в километре отсюда, находится место погребения и воскрешения праведного Лазаря. Гробница Лазаря по-прежнему находится в мусульманском владении, хотя совсем рядом с ней есть два действующих храма — православный и католический. В пещере Литургия совершается только один раз в году. С мусульманами периодически происходят осложнения. Во время конфронтации между собой двух арабских организаций представители одной из них пришли к сестрам и потребовали проявить с ними солидарность. Иначе,  пригрозили они, будем резать детей. Возникали споры по поводу количества часов на преподавание Корана. Власти требовали, чтобы было 4 часа, а в школе было только два. Когда ученики школы заняли в Иерусалиме второе место на олимпиаде по Корану, тогда у сестер перестали требовать увеличения количества часов на его изучение.
За 750 лет до Рождества Христова пророк Михей возвестил, что незначительная тогда деревушка Вифлеем станет местом рождения Мессии. Когда приехали в Вифлеем в храм Рождества Христова, там заканчивалась православная Литургия, за которой причащалась группа паломников из России. Следующими служили копты-католики. Я немного замешкался, наступил на ковер, который расстилали коптские монахи, и нарвался на раздраженное замечание. Здесь, над пещерой, в которой родился Спаситель, царицей Еленой был построен храм. В 6-м веке его перестроил император Юстиниан. В отличие от многих других, храм Рождества в Вифлееме не был разрушен во время персидского нашествия 614-го года. Когда персы увидели своих предков, поклоняющихся этому святому месту, они решили что им не подобает его разрушать. На одной из колонн мы видели пять небольших отверстий, из которых по преданию вылетел рой пчел, покусавших бедуина — хулителя христианской веры (после исцеления вместе со своим семейством он принял крещение). По другой версии пчелы напали на отряд воинов. Поклонившись Вифлеемской иконе Богородицы (единственной иконе, на которой Пресвятая Дева улыбается), у входа в пещеру мы совершили молебен Рожеству Христову по старому обряду. Помолились также в пещере блаженного Иеронима и в пещере Вифлеемских младенцев.


С большим трепетом прибыли в древний монастырь прп. Феодосия Великого (424-529). Он находится в 11 км к востоку от Вифлеема на месте пещеры, в которой, по преданию, останавливались волхвы после поклонения Младенцу. Нынешнее здание и храм монастыря были построены в середине 20-го века. В 12-м веке монастырь стал местом упокоения одной из первых русских паломниц — прп. Ефросинии Полоцкой. В обители у частицы мощей прп. Феодосия совершили молебен по старому обряду. На территории монастыря имеется древняя пещера. В пещере много святынь: гробницы Феодосия Великого, Иоанна Мосха и великих жен – Евлогии, матери прп. Феодосия, Феодоты, матери свв. Косьмы и Дамиана, Софии, матери прп. Саввы Освященного. Посещение обители было очень важным для нас, т.к. в нашем храме правый придел посвящен этому угоднику Божию. Пожалуй, он единственный в нашей Церкви.


В Палестине посетили еще два храма, в которых располагаются арабские общины. Первый храм посвящен св. Георгию Победоносцу (он был построен в 14-м веке на месте дома, где святой жил до 18 лет – алтарь сооружен на месте спальни великомученика), а второй - свт. Николе. Поклонились иконе св. Георгия, написанной для его матери вскоре после мученической кончины сына. Муж старосты храма на каждого из паломников возложил цепь, которой был прикован св. Георгий. Обратили внимание на мраморную купель — по словам старосты храма, всех младенцев крестят только полным погружением. Нынешнему Никольскому храму нет и ста лет. В подземном углублении храма находится пещера, в которой молился Святитель. В этой пещере ему было явление Богородицы, Которая повелела ему возвращаться в Миры, сказав, что это не его поприще. Во время израильско-арабской войны в 1967 году здесь проходила линия фронта. Прихожанам было видение: Святитель на крыше храма складывает в мантию снаряды. Действительность видения подтвердилась тем, что во дворе храма были сложены снаряды. После этого из г. Бари была прислана икона свт. Николы с частицей его мощей. Этот образ мироточил.
Побывали в францисканском монастыре, построенном на месте, где стоял дом апостола Иоанна Богослова.  Здесь было Успение Богородицы. На верхнем этаже находится Сионская горница. До войны 1967 года в Великий четверг и в день Святой Троицы здесь совершались Литургии. По сути, здесь первоалтарь — первооснова тысяч и тысяч сельских и городских храмов по лицу всей Земли.  На месте Сионской горницы царицей Еленой был построен храм, от которого сохранилась только одна колонна. Вспомнил, какие прекрасные виды из таинственных, с замысловатыми узорами решетками, алтарных окон открываются: поля, леса, городские пейзажи. А что же здесь?  — одно тусклое стекольце с толстым слоем пыли и паутиной на подоконнике. С другой стороны михраб — место в стене в направлении Мекки — долгое время здесь была мечеть. В сознании не вмещалось — 2 тысячи лет совершается Литургия — торжественно и скромно, архиерейским и иерейским чином, соборно и одним священником. Сколько трудов написано о Литургии, миллионы и миллионы людей причащались и причащаются, сколько икон безвестных иконописцев и великих художников, изображавших это событие — и вдруг такое запустение. А если еще вспомнить: «Внезапно явились им разделяющиеся языки, как бы огненные» - сошествие Святаго Духа в день Пятидесятницы — рождение Церкви - «Столпа и утверждения Истины» - то контраст между величием этого святого места и его нынешнем неприглядным состоянием станет еще более разительным. Грустную картину запустения дополнял кот, упорно вспрыгивающий на каменный стол, стоящий вплотную к восточной стороне Горницы (престол?). Не раз мы его сгоняли, а он моментально преодолевая метровую высоту стола, вновь маячил перед нами (подумалось, не бес ли таким образом решил надругаться над святыней?). Выйдя из Горницы, интересуюсь у экскурсовода: «Гробница царя Давыда где-то здесь?» - «Да, она в самом низу, в углублении». В том помещении синагоги, в котором находится гробница святого псалмопевца, я уже бывал. Намереваюсь перекреститься в сторону гробницы и идти дальше. Вдруг экскурсовод, доселе соглашавшийся с тем, что подходить к гробнице не будем, стал активно подвигать нас к этому. Я запросил минуту, чтобы определиться, а он даже не слышит. Подворачиваю подрясник под куртку, застегиваю ее на все пуговицы — решаюсь подойти поближе. Экскурсовод еще настойчивей: «Зачем Вы спрятали рясу, на кого Вы стали похожи» (?!). Один из членов нашей группы запричитал с другой стороны: «Не заходите туда — там синагога!» Старший группы молча наблюдает эту ситуацию, вместо того, чтобы на основании предоставленных ему полномочий разрулить ее. Подхожу ко входу и пару минут молюсь про себя в сторону гробницы. Внутри помещения происходит невообразимое: чающие пришествия Мошиаха громко восклицают, раскачиваются, порывисто перемещаются по помещению. Незаметно перекрестившись, удаляюсь. И вдруг у меня со спины вываливается ряса и расстегивается верхняя пуговица куртки, из-под которой поблескивает крест. Десятки глаз представителей «избранного народа», дотоле не замечавшие нестандартного посетителя, устремляют свои взоры на меня. Наклонив голову, шепчя Исусову молитву, я выхожу. Экскурсовод, противореча тому, что говорил 5 минут назад, рассказывает о том, как иудеи реагировали на подходящих к гробнице псалмопевца Давыда священников с крестами («как ты смел войти с крестом в день нашего праздника?!» и т.п.). Не то, чтобы я боялся или тем более стыдился — мне просто не хотелось стрессов, инцидентов, нарушающих внутренний мир.


На следующий день в Троицком соборе Русской Духовной Миссии совершил молебен Пресвятой Троице по старому обряду.


На  месте встречи Пресвятой Девы Марии со св. праведной Елизаветой о. Антонин основал Горненский монастырь. Он заложил большой собор в верхней части обители, который не так давно после завершения постройки, был освящен. Территория обители была намного больше. Значительная ее часть была продана Хрущевым Израильскому государству («апельсиновая сделка»). Тогда же были утеряны несколько русских участков, на которых располагались Вениаминовское, Сергиевское и др. подворья.
В небольшом монастырском храме отстояли вечерню. Здесь находится чудотворный список Казанской иконы Богородицы. Очень теплое впечатление произвел служащий иеромонах. Большой собор обители не так давно был достроен и освящен. В настоящее время доступ к нему пока ограничен. На дорожке за алтарем Казанского храма установлены бюсты трех начальников Русской Духовной Миссии.


Посетили монастырь праведного Симеона, где у его могилы прочитали «Ныне отпущаеши…» (мощи святого были вывезены крестоносцами). Во время вооруженных столкновений израильтян с арабами, ворвавшиеся в храм израильские солдаты прошили автоматной очередью несколько икон. Когда один из них выстрелил в лик Богородицы, пуля рикошетом отскочила и убила кощунника. Солдаты в страхе бежали.
При выезде из Иерусалима у матушки произошел довольно резкий инцидент с полицейским, который настаивал, чтобы она свернула в другую сторону. Матушка активно возражала, но, чтобы нас не напрягать, уступила. По ее словам, полицейский так поступал из-за того, что у лобового стекла машины висел крест и большая икона Богородицы. Еще она рассказала, как год назад немецкая семья по ошибке заехала в субботу в религиозный иудейский квартал. Толпа разъяренных иудеев забила до смерти камнями всех членов семьи. В знак протеста против этого злодеяния в течение месяца бастовали в Германии диспетчеры аэропортов, блокируя возможность вылетов самолетов в Израиль.


Назарет. Здесь проживает 23 тысячи православных арабов. Посетили место Благовещения, совершили здесь молебен по старому обряду. В Назарете служит о. Роман – единственный священник на Святой Земле, продолжающий  поминать патриарха Иринея.


На берегу Галилейского озера (оно еще называется Генисаретским) пропели духовный стих «Чудное озеро Генисаретское». На берегу этого озера Спаситель совершил чудо насыщения народа пятью хлебами (на этом месте сейчас стоит католический монастырь). На другом берегу (это уже Сирия) произошло чудо насыщения семью хлебами. Греческий храм в честь свв. апп. Петра и Павла прекрасно расписан. Здесь особо обращает на себя внимание копия древнего образа Спаса Синайского, половина Лица Которого строгое, а половина – милостивая.

Гора Фавор находится в 20 км от Галилейского озера. Высота ее около 600 метров. Здесь также был молебен по старому обряду. Когда спускались с горы, машина неожиданно заглохла, выяснилось также, что два задних колеса спущены. По словам матушки, за 54 года вождения ею машины, подобный случай был первым.

В Самарии посетили храм, построенный над колодцем Иакова, у которого произошла встреча Христа с самарянкой. Храм начал строить архимандрит Антонин, но достроить его он не успел. В конце 70-х годов прошлого века греческий иеромонах Фелумен продолжил возведение храма. Местные иудеи были страшно возмущены и требовали остановить стройку, но безуспешно. Тогда они напали на подвижника и убили его самым изощренным способом. В 2003-м году страдалец был причислен к лику святых. После поклонения частицам мощей Иоанна Крестителя, мц. Фотинии (самарянки), поклонились и мощам прпмч. Фелумена. У колодца (его глубина 47 метров) пропели духовный стих о самарянке. Как известно, она и ее пятеро сестер и два сына стали мучениками за Христа. Последние 30 лет настоятелем храма является известный иконописец о. Иустин.
Проехали мимо поля, где Иосиф был продан в рабство и мимо его захоронения.


В Севастии осмотрели руины дворца Ирода, помолились у места, где пострадали 40 мучеников (это был бассейн, а не озеро), спустились в пещеру, где св. Иоанну Крестителю отрубили голову. Здесь я совершил молебен по старому обряду. На развалинах храма, построенного над пещерой, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя, совершается Литургия.


Спасо-Вознесенский Елеонский женский монастырь. В 1951 году настоятельницей монастыря была назначена игумения Тамара, дочь великого князя Константина Романова. Она управляла монастырем до 1975 года. На Елеоне находится камень, на котором стояла Божия Матерь во время Вознесения Исуса Христа. В воскресный день пытались проехать на Елеонскую гору для участия в Литургии. Обледенелая дорога, однако, явилась препятствием к этому. Тогда поехали  на Литургию во второй храм нашей Миссии - в честь св.вмц. Анастасии. После службы общались с архимандритом Сергием (Объедковым) – бывшим нашим соседом по храму в Москве. Храм о. Сергия (он тоже в честь свт. Николы) стал подворьем Китайской Автономной Церкви. Новый настоятель сразу заявил о. Сергию, о том, чтобы было полное послушание с его стороны, что бухгалтера он поставит своего и хор будет его. Настоятеля вызвали в Патриархию, напомнили ему о том, что в течение года не должно быть никаких перемен и что вообще могут разделить подворье и приход. После этого новый настоятель отказался от своих намерений, предоставил о. Сергию келью, и, вообще, они подружились. Большая часть общины о. Сергия разошлась по другим храмам, и храм из «семейного» стал проходным. Неожиданностью для меня было то, что о. Сергию уже 68 лет. В нашей Миссии он является казначеем, часто служит, ведет воскресную школу и заботится о паломниках.


Крестовый монастырь был основан грузинами. Здесь принял монашество Шота Руставели. В 18 веке монастырь  перешел к грекам. В настоящее время в обители проживает один игумен и два трудника: один ведает церковным магазином, другой – торгует соком. Грузинская Патриархия пытается вернуть эту обитель, но пока безуспешно.

В пятницу поздно вечером возвращаемся на ночлег. Двери дома закрыты, мы не можем ничего понять. Подходит человек, подсказывает, как открыть. Вошли, сквозь распахнутые двери поток холодного воздуха. Нам объясняют, что нужно самим закрыть. В фойе гостиницы мерцает множество огоньков, и группа иудеев читает религиозные тексты. До нас дошло — наступает шабат (суббота). Перед сном произошло очень сильное искушение. Я решил ополоснуться в душе. Включил воду, направил рассеиватель на голову. И вдруг его срывает, и сильная струя горячей воды ударяет мне в лицо. Отшатнувшись, ухватился за занавеску. Она обрывается, я теряю равновесие и правым боком падаю на борт ванны. Получил сильнейший ушиб. Утром передвигался черепашьим шагом, буквой «г». И вот в таком состоянии два дня «закусив удила», как и в предыдущие дни с 6 утра до позднего вечера, пришлось выкладываться по полной программе. После долгих колебаний решился даже участвовать в служении Литургии в храме нашей Миссии. Особенно тяжело было в Севастии подниматься на гору, а потом спускаться к пещере св. Иоанна Крестителя. Не мог себе представить, чтобы оставшиеся два дня пребывания в Иерусалиме я провел бы на больничной койке. Господь дал сил. Ничего случайного не происходит. Из всего происходящего с нами надо извлекать уроки.
В конце нашего пребывания на Иерусалим выпало невероятное количество снега. Закрылись все магазины, перестал ходить общественный транспорт, нечищенные дороги были усеяны обломленными ветками деревьев. Говорят, что такого в городе не было целое столетие. Мы, прилетевшие в Иерусалим в 20-ти градусную жару, попали в очень трудное положение — в легкой обуви, обмотанной пакетами, чтобы не промокли ноги, и летних куртках. Своим видом мы, наверное, напоминали французов, отступавших в 1812 году или немцев зимой 41-го года под Москвой. После напряженного паломнического дня, настоявшись на каменных полах иерусалимских храмов, приходилось добираться в жилище по колено в снегу. Религиозные евреи в своих шляпах и лапсердаках, обмотанные клеенками, стали выглядеть еще более экзотичней. Еще в 90-е годы, по словам матушки, православные священники, идя по Иерусалиму, запасались носовыми платками, чтобы вытирать лицо и одежду от плевков еврейских фанатиков. Однажды шел по Старому городу министр культуры США в сопровождении священника,  и один иудей плюнул в их сторону. Опытный священник пригнулся, дабы избежать попадания, и плевок достался американскому министру. Возмущенный министр принял меры по искоренению этого безобразия.
Хотел бы отметить, что всего в Израиле проживает 7 млн. 700 тыс. человек. Около 1 млн 200 тысяч из них — выходцы из стран бывшего СССР. Арабское население Палестинской автономии составляет 3 млн. 700 тыс. человек. Иврит и арабский языки принадлежат, соответственно, к семитской группе языков и похожи между собой примерно как русский и чешский. Арабы делятся на две группы по религиозному признаку — христианское меньшинство и мусульманское большинство. Арабы-христиане — потомки тех арабов, которые стали христианами еще до возникновения ислама. Сейчас процент христиан в арабской среде сокращается. При этом сохраняется качество и престиж христианских школ и университетов, христианского образования. В израильском обществе, наоборот, влияние христиан растет как из-за переезда в страну евреев христианского вероисповедания из России, так и благодаря интересу к христианству среди нерелигиозных израильтян.

Игумен Кирилл (Сахаров). Декабрь 2013 г.

 

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
КонтактыНа главную На главную