Поездки

«Еще одна лампада зажглась»

11.06.2015

О поездке в Нижегородскую область …

В этом году исполнилось 115 лет Успенскому единоверческому храму г. Горбатова Нижегородской области. Церковь была построена по проекту архитектора Шмакова в рекордный срок - 2 года, к октябрю 1900 г. Нам сказали, что храм был великолепно расписан, с прекрасным иконостасом и богатой утварью, но, к сожалению, не осталось ни одной фотографии внутреннего убранства. Прихожан было чуть более 120 человек, в основном это мещане и крестьяне самого города и соседней деревни Низково. Последняя архиерейская служба в храме была в 1916 году.

Причиной закрытия храма, по-видимому, было обращение общины к властям с просьбой понизить налоги. Налоги росли год от года, в 1931-м году они были увеличены в 3 раза, а община была невелика, возможность выжить стала иллюзорной. Просьбу власти отклонили, церковь задавили материально. В сентябре 1935 года на заседании горсовета рассматривался вопрос об устройстве в городе хлебопекарни и для этих целей власти усмотрели наиболее подходящим объектом именно Успенский храм. Также предлагались варианты переоборудования храма под другие учреждения: клуб, библиотеку, радиоузел и.т.п. Церковь назвали безхозной, к тому времени она не функционировала почти год, церковная утварь была расхищена, стекла выбиты. Горсовет обратился в райисполком с ходатайством о закрытии в городе Горбатове Успенской  единоверческой церкви. Двери храма закрылись, и в 1936 году в нем размещают электроподстанцию. «Так церковь стала на долгие годы «источником света»... не божественного, а электрического» - говорит Анатолий Сергеевич Савинов, директор местного краеведческого музея. - «Власть рушила храмы не только материально, она разрушала их и в душах людей». Анатолий Сергеевич приводит в пример постановление Горсовета 1936-го года директору местной школы с недвусмысленными указаниями: «Прямая обязанность школы разрушить в детях всякую веру в богов, святых и всякие сверхъестественные силы».

После закрытия электроподстанции в церкви размещались склады, пилорама. С 1993 года храм пустовал.

Успенская церковь - это один из немногих, еще не открывшихся, храмов Нижегородской митрополии. Игумения Никона, настоятельница Абабковского Николаевского Георгиевского монастыря (он тоже был единоверческим) проявила инициативу - обратилась к правящему архиерею, епископу Выксунскому и Павловскому Варнаве с просьбой благословить мой приезд с целью содействия открытию храма. В день Святого Духа мы с прихожанами выехали в обитель и в этот же день совершили молебен с водоосвящением в Успенском храме г. Горбатова. В последующие дни мы приезжали в храм для совершения уставных служб, которые обязательно сопровождались поучениями. Звонкий колокол созывал на молитву местных жителей. Многие из них прошли исповедь. За очередной службой я освежал в их памяти почти уже забытые особенности древнерусского чина богослужения. В первый день я объяснил значение подручников - квадратных ковриков, позволяющих при совершении земного поклона сохранять чистоту рук. Во второй день разъяснил символику лестовки - древнерусской формы четок, используемой для частной и общественной молитвы не только монашествующими, но и мирянами. В третий день - как подходить под благословение к священнику и о трех главных отличиях в тексте Символа веры по старопечатным книгам и по общеупотребительным в настоящее время («рождена, а не сотворена», «Его же Царствию несть конца», «и в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго»). В четвертый день мы поговорили о таинстве крещения, которое должно совершаться по всем каноническим правилам через полное погружение. В пятый, заключительный, день пребывания я рассказал о символике двуперстного крестного знамения, принятого на Руси вместе с Крещением. Собравшиеся внимательно слушали мои объяснения. Вопросов либо совсем не было, либо они были такого плана: «не грех ли топить котят, особенно если у них еще глаза не раскрылись?» Полтора десятка человек составили ядро общины. Избрали старшего и двух его помощников. Помощником по хозяйственным вопросам стал энергичный раб Божий Александр, беженец с Одесской (!) области. Его дочь Елизавета - послушница Абабковского монастыря. На вопрос, когда будет открыт храм, я ответил, как всегда в подобных случаях: «Уже открыт, после совершения первого молебна» Что делать дальше? «Приходить каждую субботу и накануне двунадесятых праздников в храм и читать чин 12-ти псалмов, а каждое воскресенье и праздники - обедницу. В течение одной недели проводить трудовые часы вокруг храма, а в течение следующей - внутри храма. Разбирать в храме перегородки» и т.д. и т.п. Говорю собравшимся: «Вот сейчас подъедет иномарка, выйдет из нее хорошо одетый господин, и спросит: «А что здесь происходит? Храм уже открыли?» Получив утвердительный ответ, поинтересуется, какие планируются работы и сколько это будет стоить. «Слом перегородок будет стоить тысяч 25». Он передаст 40 тысяч, пообещав через месяц дать еще больше». Как только я это сказал, в храм вошла женщина. Представилась - дачница из Нижнего Новгорода. Пришла по объявлению, готова оказать помощь.

Рассказывали, что одно время на Успенский храм «положил глаз» древлеправославный патриарх Александр (Калинин). Он обращался к местным властям с ходатайством о передаче храма Старообрядческой Церкви. Интересно, когда на обратном пути я звонил к себе в храм, мне сказали, что к нам приходила женщина родом из Белоруссии, которая была крещена у старообрядцев, причем, не священником, а какой-то бабушкой. Она хотела срочно решить вопрос о своем крещении. Т.к. в нашем храме не оказалось крестиков, она с сопровождающим пошла в старообрядческую лавку у Павелецкого вокзала. Здесь ее встретил патриарх Александр, расспросил и предложил ей на следующий день креститься, а, точнее, провести довершение крещения, у него. Она согласилась. Получилась как бы компенсация: храм в Горбатове старообрядцы не получили, но одного человечка «увели» к себе.

Нужно сказать, что ранее в городе Горбатове и его окрестностях было шесть храмов. Три храма были разрушены под корень. Один - каменная трехпрестольная церковь в честь Преображения Господня в селе Мещерские горы, построенная в 1829 году. Приход храма был внушителен: 1148 мужчин и 1394 женщин. В 30-е годы в храме прекратились богослужения, а в 1942 году его взорвали под предлогом, что церковь была ориентиром для фашистских самолетов, летавших бомбить Горький. Сорок лет назад, как говорят местные жители, еще можно было увидеть развалины церкви, остатки фундамента, надгробные плиты, а сейчас невозможно даже определить место, где стоял этот прекрасный храм.

Второй - храм 17 века (1679 г.) - каменная трехпрестольная церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы в селе Чмутово. Приход этого храма насчитывал 1093 человек мужского пола и 1395 - женского. Церковь частично разрушили во время войны, в 1942 году, с той же мотивацией - ориентир для немецкой авиации. От полного уничтожения ее спасло то, что она стояла посреди села, и взрыв мог уничтожить все вокруг.

В уцелевшей части устроили склад, который впоследствии разрушили, и от церкви осталась только память. В 2005 году ученики местной школы и их родители установили здесь поклонный крест.

И, наконец, третий - четырехпрестольный каменный храм Воскресения Христова (1823 г.) в селе Избылец. Его разобрали в 1949-м году, предварительно обобрав до нитки. Сохранилась опись реквизированного большевиками имущества храма Воскресения Христова: «Риза иконы Божьей Матери Ярославской (39 фунт. 3 зол.), Риза Нерукотворного Образа (3 фунт.52 зол.), Ризы разные 6 штук (5 фунт.93 зол.), чаша диска с прибором (3 фунт.33 зол.), дарохранительница (1 фунт. 82 зол.), два креста (2 фунт. 13 зол.), бокал (83 зол.), венец с иконы Божьей Матери Ярославской (3 фунт. 24 зол.). Всего сдано серебра - один пуд 19 фунт. 90 зол.». Были реквизированы огромные богатства, накопленные веками: «Лишились всего, украшений всех, драгоценных вещей доблестных наших Благодетелей. Память не забудется никогда. Все это свершилось при наших глазах 10 мая 1922 года. Сей лист должен храниться в церковном ящике на память взятых церковных украшений». Осенью 1948 года из церкви были вытащены остатки утвари, которые отправили в город Горький. Весной 1949 года началась разборка храма. Кирпич грузили на баржи и отправляли вниз по Оке.

Из более-менее сохранившихся храмов помимо Успенского в г. Горбатове есть Троицкая церковь 1814 г. (недавно она отметила свое 200-летие) и кладбищенская каменная однопрестольная Скорбященская церковь, построенная в 1858 году. Трехпрестольный собор в честь Пресвятой Живоначальной Троицы считался здесь главной святыней. Прихожан было более 3,5 тысяч человек. В годы советской власти, конечно же, церковь была как бельмо в глазу, и рьяные коммунисты требовали устроить в ней не иначе как клуб-театр-кино, мотивируя это «просьбой трудящихся», а на реквизированные церковные ценности приобрести духовой оркестр. Храм закрыли не сразу, сначала его и другие храмы «лишили голоса» - в 1934 г. был решен вопрос о прекращении колокольного звона в церквях города Горбатова, т.к. он «мешал  отдыхающим». А в 1935 году в Троицком соборе был открыт кинотеатр. Во время войны в храме была устроена солдатская столовая, в 60-е годы - склады. Лишь в 1987 г. началась реставрация и в 1990 г. храм вновь открылся для верующих.

В Троицком храме служит о. Владимир. По его словам, постоянными прихожанами храма являются только 10 человек. Я подумал: «Немноговато для населенного пункта, существующего с 14-го века». В храме была восстановлена колокольня. Из-за того, что при ее восстановлении не были укреплены колонны, по храму пошли трещины. В храме кроме главного Троицкого придела еще два - в честь прп. Евфимия Суздальского и св. благоверного князя Александра Невского.

Самой последней закрылась Скорбященская церковь на кладбище. Ее также назвали безхозной и по «ходатайству рабочих и служащих» в 1939 году закрыли. Церковь долгое время была в запустении. Не так давно местная канатная фабрика сделала ремонт крыши и наружной части церкви. С 2008 года в ней идут богослужения.

Проживая в обители, мы находились под неусыпным контролем местного архиерея. Имею  виду его фотографию: аскетический облик, проницательный взгляд, как бы вопрошающий: «Почто пришел еси, брате, в мою епархию, с добром ли, не без задней ли мысли?» Я мысленно вторил: «Только с позитивом, только с созидательной, конструктивной целью». Кстати, с владыкой удалось соприкоснуться и лично. В епархии открылся третий женский монастырь - в Дальнем Давыдово. По случаю такого события владыка служил в обители Литургию, вручал игуменье жезл. Матушка Никона говорила, что не хватало одного священника для сослужения архиерею. Она предложила меня. Владыка спросил: «А он крестится двуперстно?» Игумения подтвердила. «А как же в таком случае он будет служить с нами?» - недоуменно воскликнул архиерей. Вот те на! Еще одна иллюстрация к словам Патриарха Кирилла о  том, что Поместный Собор 1971 года вменил клятвы на старый обряд, включая двуперстие, и признал их равночестность и равноспасительность с новыми, но для многих священнослужителей сами решения этого Собора - «яко не бывшие», т.е. об этих решениях наше духовенство недостаточно, мягко говоря, осведомлено. В монастырском храме порадовало каноническое убранство. Почти на всех изображениях святых двуперстное сложение, в т.ч. на иконе прп. Серафима Саровского. На скульптурном же изображении святого в монастырском дворе его персты в именнословном сложении. Странный разнобой....  Во время трапезы в Дальнедавыдовской обители познакомился с о. Сергием, настоятелем сельского храма в честь пророка Илии, находящегося в 15 км от обители. Пять часов продолжалось общение с этим священником. Беседа началась за трапезой, продолжилась в монастырском дворе и закончилась на хорах его храма. Десятки вопросов богослужебного и канонического характера были подняты в беседе с о. Сергием. Редкая любознательность для сельского священника! А началось все с вопроса батюшки о моем подряснике с 33-мя пуговицами в честь 33 лет земной жизни Спасителя. Его подрясник был несколько иного фасона, но тоже с 33-мя пуговицами. Шил он подрясник в том же ателье, что и я - в г. Муроме.

Находясь в монастыре, я дважды был на Литургии. Обратил внимание на то, что хотя был период попразднства, произносилась заупокойная ектенья, да еще с возглашением «вечной памяти». Чаша, со словами «со страхом Божиим и верою приступите», из алтаря не износилась, под тем предлогом, что не было причастников. Странно, в любом случае она должна износиться, ибо это действие символизирует Воскресение Христа. Во время второй Литургии обратил внимание, что совершавший ее священник, возглашал: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» после возгласа «Яко свят еси Боже наш...» (на первой Литургии она возглашалась перед этим возгласом; на Литургии в Вознесенском соборе г. Павлово этого возглашения вообще не было). Здесь, как и в других храмах в конце Литургии пелся 33-й псалом. Пауза после возгласа «Святая святым» заполнялась пением тех же тропарей, что и на Литургии. Я подумал: «Не лучше ли было бы прочитать поучение, тем более что проповеди по окончании Литургии не было».

На монастырском кладбище на могиле послушницы Иулии совершил заупокойную литию по старому обряду. В монастыре, который когда-то был единоверческим, наверное, это была первая после его закрытия служба по старому обряду. Раба Божия Иулия до поступления в обитель была членом общины нашего храма. В монастыре она была водителем и казначеем. Умерла на 58-м году жизни от тяжелого онкологического заболевания.

Проезжая по Нижегородской области, я не переставал удивляться красоте ее природы. У дороги нередко возвышались массивные восьмиконечные поклонные кресты. Огромные рекламные щиты информировали о близости очередного сельского храма. Сами храмы поражали своей величиной и благолепием. Посетили Свято-Троицкий Островоезерский монастырь на острове. Перед мостком через озеро рекламный щит с таким текстом: «Ты идешь вглубь острова? Захвати для Троицкого монастыря (основан в конце 16 века) хотя бы один кирпич! Это будет твой вклад в возрождение святой обители. Храни тебя Господь!» На пути к главному храму две часовни в «греческом» стиле в честь иконы Богородицы Экономисса и в честь прп. Макария Великого (его имя носил основатель обители). В монастыре заметно греческое влияние: огромный хорос в главном храме, у двух икон в иконостасе лампады, возженные от Благодатного огня у Гроба Господня и пр. Митрополит Георгий часто бывает на Афоне и на Святой Земле. Осеняет он на службах трикирием и дикирием, украшенными по греческой традиции лентами. Монастырь был сильно разрушен. Практически он поднялся из пепла. Поднялись на колокольню. Отличный набор колоколов, издающих чистый звук. Вспомнил юность, когда я был звонарем в Даниловой обители - кратко потрезвонил. С галереи второго храма открывается прекрасная панорама на озеро. Покидали обитель под проливным дождем, промокли до нитки.

Посетили краеведческий музей в Горбатове. Познакомились с историей города, с его животным и растительным миром. Запомнилось, что крот за сутки может прорыть более ста метров; что у галок особи и мужского и женского пола попеременно высиживают птенцов; стриж развивает скорость полета до 90 км в час; синица дважды в году высиживает птенцов и до 350 раз в день приносит им корм. Услышали о красногорбатовской породе коров - ее в 1812 году привезли из Тирроля и скрестили с местной породой. Молоко от красногорбатовской коровы было 6-ти процентной жирности - очень высокий процент. До революции проходили ежегодные ярмарки коров. В настоящее время осталось полторы тысячи голов этой породы (в основном, в Абабково и во Владимирской области). Для поддержания ее  популяции в городе Горбатове планируется открытие музея, посвященного корове. Даже есть символ - золотой теленок. Это еще связано и с романом Ильфа и Петрова - Бендер вошел в город Арбатов, и хотя существует несколько версий, с какого города он списан (Саратова и даже Одессы), но жители Горбатова уверены, что говорится здесь именно об их городе. В мире более тысячи пород коров весом от 40 кг до 2 тонн. Директор музея очень проникновенно говорил о значимости коровы в жизни человека; был приведен такой пример: когда у одной старушки спросили, как ее семья пережила войну, она ответила: «Хорошо. У нас же коровка была».

До 12 века эти земли были финно-угорскими. На них жили мещеры и мурома. На месте деревни Мещерская поросль (первое упоминание в 1357 г.) позднее возник город Горбатов. В 1565 году Иван Грозный передал Мещерскую поросль, принадлежавшую Андрею Шуйскому-Горбатову, во владение Спасо-Евфимьевскому Суздальскому монастырю, после чего деревню стали называть по имени прежнего владельца. После губернской реформы 1779 года город стал уездным центром. На его гербе изображены олень и яблоня. Население было зажиточным. Основным занятием было изготовление канатов и рыболовных сетей. Накануне революции в городе было 4 канатных фабрики, 2 завода по изготовлению изразцов, самоварный завод, кирпичный и пр. В 1808-м году  в городе было открыто народное училище - одно из первых в губернии. Часто в Горбатов приезжал известный писатель Мельников-Печерский, автор романов «На горах» и «В лесах».  В городе и в округе было много старообрядцев разных толков. Неподалеку от музея была моленная старообрядцев Белокриницкого согласия, переделанная на основе жилого дома с пристроенной невысокой колокольней. Белокриницкие имели свое кладбище, сейчас на его месте картофельное поле. От кладбища в глубине оврага сохранился только один памятник.

Известный режиссер Никита Михалков снимал в окрестностях города эпизоды из фильмов «Сибирский цирюльник» и «Утомленные солнцем-2».

На фронт в годы войны ушло 730 жителей города. Более половины из них не вернулось. В настоящее время в живых осталось только три ветерана и только один из них смог прийти к памятнику в этом году на празднование 70-летия Великой Победы.

В настоящее время в Нижегородской митрополии 5 архиереев, 15 монастырей, 568 церквей. Успенская единоверческая церковь города Горбатова стала 569-м храмом митрополии. Еще одна лампада молитвы зажглась на этой земле.

Сахаров

СахаровСахаровСахаров

 

Игумен Кирилл (Сахаров)

 

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
КонтактыНа главную На главную