Помним благодарим...

Игумен Кирилл (Сахаров). Памяти архимандрита Амвросия (Юрасова)thumbnail

Что для меня отец Амвросий, какое место в моей жизни занимает он? Вспоминаю свою недолгую почаевскую эпопею. Если брать чисто человеческое измерение – в центре  почаевского периода моей жизни был батюшка. Десятки проповедей, общих исповедей, экскурсий, многие часы, проведённые в келье, из которой мы вечером поздно выходили - все было там, - это огромное духовное богатство я буквально впитывал в себя. Оно легло в духовный фундамент моей личности, выковывало внутренний стержень.

Незабываема первая встреча в келье отца Амвросия в Почаевской Лавре в 1977 году: звенящая тишина, мерцающие лампадки, тонкое благовоние и сидящий в кресле нестарый, симпатичный священноинок… Осталось сильное впечатление неотмирности, благодатности, покоя.

Сколько было бесед в этой келье, которая притягивала, как магнит. Все амвросиевские беседы и проповеди являли собой огромный поток примеров, образов, который мы впитывали, как губки. Не было общих слов, риторических пустых фигур, мертвящей схоластики. Проповедник сразу без лишней искусственности переходил к сути. Особенно ценными были примеры из повседневной жизни, говорящие о том ,что  «Исус Христос вчера и днесь, и Той же во веки». Как сейчас вижу виновника настоящего торжества с большой связкой длинных ключей на плече с очередной группой экскурсантов. Внимание гостей к экскурсоводу было колоссальным. В его рассказах присутствовал В. Солоухин со своим карасём, примеры из жизни животных, которые, будучи травоядными, крепки и выносливы - они являли собой внешние плоды поста и многое другое. Тонкий мягкий юмор. Экскурсанты удивлялись, видя живого, интересного, образованного монаха.

Многое услышанное тогда впоследствии вошло в книгу отца  Амвросия «Яко с нами Бог». Я был свидетелем рождения и возмужания этого яркого произведения.

Мне довелось быть  очевидцем гонений на батюшку. Тогда, в далёких 79-80 гг., они только начинались. Помню, убрали с благочиния архимандрита Алипия. «Ну, что, - спрашиваю   отца Амвросия, – ваша партия понесла урон?» А батюшка мне отвечает: «Это не наша партия, а святоотеческая».

Именно отец Амвросий меня, тогда послушника Александра, благословил поступать в Московскую Духовную Семинарию. В Лавре работала комиссия из Киева, приехавшая в ответ на просьбы администрации монастыря вернуть обители сад. Шерстили молодёжь, проживающую в Лавре. Мне посоветовали «делать ноги» и я, было, скорбно побрёл на автобусную остановку. Там меня осенила мысль: «А что, если попытаться поступить в семинарию? Вернулся в Лавру, поделился с отцом Амвросием, он благословил и обещал молиться. Хотел бы заметить, что никогда в последующей своей жизни: в духовных школах, Даниловом монастыре, на приходе я не имел такого близкого личностного глубокого всеобъемлющего общения, как с отцом Амвросием.

Вспомнил, как в его келье мы слушали вражьи голоса и переживали за судьбу  о. Димитрия Дудко. В постпочаевский период контакт между нами становился всё более редким. Были поездки в Струнино, переживания за мытарства  батюшки по епархиям в надежде где-нибудь устроиться.

Особенно памятны две поездки к нему на приход в Ивановскую епархию. Помню, вечером приехал я из Кинешмы, доехали до развилки. Спрашиваю, как пройти в такую-то деревню. Мне махнули рукой в сторону безкрайнего белоснежного поля с редкими вешками, указующими направление. Бреду, вокруг темнеет, ориентиры еле просматриваются. Начинается вьюга, местами проваливаюсь в снег по пояс. Зябну, впереди ничего уже не видно. И, наконец, на горизонте вижу силуэт храма и рядом с ним столб с фонарём. Туда-туда в Жарки, вперёд к теплой деревенской печке, а главное – к духовному камину, к той обильной духовной пище, которая ждёт тебя, в этот загадочный прекрасный мир, в центре которого таинственный монах с красивым именем  Амвросий.

Вспоминаю 2010-й год. С радостью я откликнулся на приглашение поехать на день ангела отца Амвросия. Божественная Литургия в день памяти свт. Амвросия Медиоланского проходила в величественном соборе Свято-Введенского женского монастыря в г. Иваново. В соборе находятся мощи св. Василия, епископа Кинешемского, и блаженного Андрея, Христа ради юродивого. Стою в назначенное время у солеи собора, ожидая времени начала входных молитв. Вдруг сам отец Амвросий с сонмом духовенства (17 человек) выходят из алтаря. Батюшка приглашает меня сослужить Литургию. Служба прошла неспешно, спокойно. Благодаря радиофикации собора, все, что читалось и пелось, отчетливо слышалось.  После Литургии совершался молебен, по окончании которого возглашалось многолетие имениннику - «основателю и духовнику Свято-Введенской женской обители» (так и на мирной ектенье и на Великом входе).

Праздничная трапеза проходила в большой монастырской трапезной, на западной стене которой было живописное изображение беседы Христа с самарянкой (чаще изображают брак в Кане Галилейской). Приветственные речи в честь архимандрита Амвросия перемежались пением многолетий на разные лады и различных песнопений. Запомнилось исполнение песни  отца Романа, в которой звучал припев: «О, душе, чего тебе не хватает – чистоты, чистоты, чистоты». Упомяну еще песню, посвященную святителю Василию Кинешемскому в сопровождении гуслей. Молоденькая инокиня красивым высоким голосом пела стих: «Спаси, помоги, Господи отцу моему духовному». Из выступлений запомнился рассказ игуменьи Марьи о том, что за 25 лет существования обители отец Амвросий совершил 200 монашеских постригов и восстановил семь храмов. Много лет существует монастырская тюремная миссия, которая опекает все 16 тюрем Ивановской области. В одной из тюрем заключенные объявили голодовку, создалось большое напряжение, чреватое кровопролитием. Благодаря отцу Амвросию напряжение было снято. 

Много рассказывал о батюшке его бывший келейник Л. Он привел несколько рассказов о жизни отца Амвросия в Почаевской Лавре. Запомнилось следующее.

Приехала в Лавру врач-гинеколог, на совести которой сотни умерщвленных детей. Приехала она с дочерью, которая была очень образована. Дочь напрочь отрицала бытие Божие. С ней не мог говорить ни будущий отец Л., ни бывший преподаватель светского вуза В. И. Мамонтов (ныне архимандрит Виктор, служит в Рижской епархии). Отец Амвросий в проповеди на воскресной службе призвал народ молиться за заблудшую. И вот сцена: в пономарке Успенского собора отец Амвросий поручил Л. привести эту девушку и крепко взять ее за руки. Батюшка стал  читать над ней молитву на изгнание беса. Она сначала вырывалась, а потом ее сопротивление стало ослабевать. После этого ее позиция в корне изменилась, она прислала благодарственные письма всем тем, кто принимал участие в её судьбе.

Как-то отец Амвросий усердно молился о мальчике, у которого все двоилось в глазах. Бабушке, привезшей его в Лавру, по окончании молитвы он сказал: «Сегодня же уезжайте домой (это было сделано для того, чтобы в Лавре не было  бы никаких осложнений из-за факта исцеления). Через некоторое время Л. молился за Литургией во Владимирском соборе Киева. Во время службы раздался громкий крик: «Л.! Большое Вам спасибо, -  если бы не Вы, мой внук бы не выздоровел». Это была бабушка исцеленного ребенка…

Раб Божий Павел страдал тяжелой болезнью, называемой пляска Витта. Все члены его тела от головы до ног активно вибрировали, «плясали». Дело в том, что в него вошел бес за то, что он играл на гармошке в бывшем храме, который тогда переоборудован был в клуб, и играл он на месте, где раньше был алтарь. Он исцелился после нескольких исповедей и причащений у отца Амвросия.

Л. рассказал также, как в Почаевской Лавре баптистский пресвитер, будучи там на экскурсии, услышал на проповеди отца Амвросия слова о том, что только православные спасутся. Возмущенный, он говорил: «Я не пью, не курю, не занимаюсь блудом и т. д., что же, я в ад пойду?!»  Л. ему тогда ответил: «И бесы ничего из того, что Вы привели, не делают, однако за гордыню пойдут в ад…». Л. также рассказал, что у него с отцом Амвросием однажды было одинаковое видение. Около двух часов ночи в дверь кельи, где они жили, раздался громкий стук. Семь или восемь бесов стали душить сначала Л. , а потом отца Амвросия. Батюшка тогда призвал в помощь Богородицу, и бесы вылетели из кельи. Отец Амвросий по этому поводу сказал: «Бесы побеждаются смирением». Отец Л. рассказал также об иноке Владимире, который стремился ревностно проводить духовную жизнь. Он мог постучать в келью отца Амвросия и в два, и в три часа ночи. На вопрос: «Чего он хочет?», брат Владимир отвечал: «Помысел пришел». Его так и прозвали в Лавре: «Помысел пришел».

Важной инициативой во время пребывания отца Амвросия в Лавре было устройство им там баптистерия для погружательного крещения взрослых. Интересными были подробности изгнания батюшки, приведенные отцом Л.  На праздник Архангела Михаила он с о. Амвросием ездил служить на престольный праздник в сельский храм. По дороге Л. мечтательно сказал: «Какое голубое небо – Архангел Михаил всех бесов разогнал». Ехавший вместе с ними диакон мечтательно заметил: «Вечером соберутся».  И вот вечером в Троицком Соборе Лавры идет вечерняя служба, Л. читает шестопсалмие. Вдруг, с порога собора раздается крик благочинного – архимандрита П.: «Смените чтеца, связался с масонами, чародеями, колдунами!»  Чтеца тут же заменили, а наместник Лавры отец Иаков (впоследствии уклонившийся в филаретовский раскол) пригласил Л. пройти  с ним в его покои. Там Л. говорит наместнику: «Отец наместник, Вы читали преподобного Нила Мироточивого? Он писал, что если монаха или послушника по злобе выгоняют из монастыря, то все его будущие грехи ложатся на голову настоятеля». Отец Иаков упал на колени и сказал: «Это не я, это - он» (т. е. благочинный). А тот, срывая подрясник с Л., разорвал его. Наместник дал Л. новую рубашку и значительную сумму денег на дорогу. Через некоторое время усилиями архимандрита П. был изгнан и отец Амвросий. А через пять лет  в 1994 году изгнали и самого отца П. Произошло это следующим образом. В казначейской Лавры несколько монахов, в том числе и архимандрит П., считали деньги. Зашел разговор: можно ли читать книги по черной магии? Архимандрит П. выразил мнение, что можно. Священнику, мол, нужно все знать. И вот на трапезе тогдашний наместник Лавры епископ Феодор объявил, что принято решение об удалении архимандрита П. из Лавры за такую его позицию. Тот стал кричать: «Помилуйте, помилуйте!» Присутствующий на трапезе архимандрит Апелий на это заметил: «А помнишь, как ты гнал меня?» (много братий пострадало от архимандрита П. Было изгнано около 40 послушников).  Через час архимандрит П. выехал из Лавры. Запомнился еще рассказ Л. о юродивом Петре. Не раз замечали как Петр, сняв с себя шапку, полностью обливался водой и выходил на мороз. Однажды у  Л. заболело горло, он с трудом читал. Петр ему тогда сказал: «Это бес мешает тебе. Пей святую воду, и всё пройдёт». Так и случилось… В другой раз Петр на ухо сказал С.: «Старец твой антихриста обличит, и тот убьет его».

После удаления из Лавры,  Л. с отцом  Амвросием поехали на Кавказ в горы. Здесь их постигли большие испытания. Они заблудились, несколько дней бродили по горам, сильно ослабли. Неоднократно их искушали бесы, пытаясь обратить их внимание на себя. Когда они не обращали на бесовские искушения внимания, то те прекращались.   Несколько раз Л. по благословению отца Амвросия обустраивал родник, однако каждый раз медведь всё уничтожал. Однажды Л., поднимаясь на высокую гору, сорвался с нее вместе с большим камнем. С 10-метровой высоты он упал в воду. На спине у него был рюкзак, в котором находился пустой пластиковый бак. Благодаря этому Л., не умевший плавать, спасся. Большую опасность в горах представляли змеи.

Отец Амвросий – прирожденный миссионер. Такая вот деталь в связи с этим: едет батюшка по трассе, справа и слева много крупногабаритных машин, которые создают заторы. Отец Амвросий, чтобы не терять время, включает громкоговоритель и начинает проповедовать. Кто-то из дальнобойщиков слушает, а кто-то ругается…

Много интересного рассказал сам отец Амвросий. Запомнилось следующее. Стоит у дверей рая католический патер. Господь спрашивает его: «Кто для тебя Христос?» Тот отвечает: «Объект богословского исследования». Голос: «Налево иди». Подходит протестантский профессор, и его также спрашивают: «Кто для тебя Христос?» Тот отвечает: «Он мой Друг». Ему также было велено идти налево.  Потом спрашивают православную бабушку, поющую на крылосе. Та отвечает: «Кто ж Тебя не знает, Тебя знает весь мир». И она пошла направо…

Следующий назидательный пример. Получил послушник благословение катить камень в пропасть. Два или три года тот пытался исполнить послушание – безполезно – уж больно большой камень, он даже с места его не сдвинул. Наконец, испытания закончились с большой пользой для послушника: он хотя и не сдвинул камень с места, но благодаря послушанию укрепил свои мышцы и силу воли.

О старце Амвросие батюшка рассказал следующее. Его называют последним оптинским старцем. Умер он в конце 70-х годов почти в 100-летнем возрасте. Жил при храме в селе Спас-Прогнань (он там и похоронен) за Балабаново Калужской области. Старец постриг в монашество около 800 женщин. Однажды в дом, где он жил, пришла сотрудница из исполкома, чтобы начать разбирательство. Батюшка в это время играл на фисгармонии. Ему докладывает помогавшая монахиня, что вот пришла сотрудница из исполкома по такому-то  вопросу, а старец (он был уже глуховат) говорит в ответ: «Матушка, передайте ей узелок со всем готовым для пострига». Тогда уже подходит сама сотрудница и говорит о цели своего прихода, а старец, продолжая играть, отвечает ей: «Пострижем матушка, пострижем, мы всех постригаем».

Глядя на отца Амвросия тогда, в 2010-м, я подумал: надо же, человеку 72 года, а он, как огурчик. А тут только 53, а уже развалина.

В конце трапезы отец Амвросий в своем заключительном слове рассказал о своей недавней поездке в Румынию. Посетил он тогда 20 монастырей. Выступал в залах, где собиралось по 200-300 человек. В Румынии, по его словам, начали вводить новые паспорта с чипами. Там это больной вопрос. У входа в некоторые храмы висит объявление: «Принявшие новый паспорт на исповедь не принимаются без того, чтобы отказаться от него». О. Амвросий в этом вопросе призвал тогда оказывать послушание Матери Церкви и ждать не антихриста, а Христа; ждать не кончины мира, а готовиться к своей кончине.

В августе 2012 г., в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня о. Амвросий был у нас в гостях. Прихожане встретили отца архимандрита пением тропаря Кресту знаменным распевом.

При осмотре храма особое внимание о. Амвросий обратил на крестильню. В нашем храме ни разу не совершалось крещение через обливание. Неоднократно по радио «Радонеж» о. Амвросий говорил о необходимости совершения Таинства крещения через полное погружение. Он рассказал о нескольких случаях, когда было очень трудно совершить крещение полным погружением: трехлетнего мальчика четверо мужчин едва могли окунуть в купель; женщина после первого погружения отчаянно сопротивлялась, а потом рассказала, что некий черный человек мешал ей погрузиться во второй и третий раз. Однажды, когда в машине шла запись передачи на тему крещения, снежная лавина упала сверху и помяла машину.

После трапезы состоялась теплая беседа. О. Амвросий затронул не только сугубо духовные вопросы (о Литургии и важности причащения, о дискуссиях с неверующими), но и вопросы общественного аспекта: угрозы целостности России, эпидемии алкоголизации и наркомании и т.д. Серьезной критике подверг о. Амвросий проект «Межсоборного присутствия», посвященный монашеству (за его чрезмерный ригоризм и практику запрещения некоторыми архиереями «ношения духовного платья» священником, уходящим за штат.  Фактически это означает запрет, низведение в мирянское состояние). Неизбежно коснулись темы трагического раскола 17-го века. Рассказал батюшка о своем опыте общения со старообрядцами г. Иванова. Следуя устоявшимся еще с синодальной эпохи взглядам, говорил тогда об ошибках в старопечатных книгах, изначальном и повсеместном распространении троеперстия, важности, прежде всего, веры и жизни по вере (внешняя форма при этом второстепенна), о прп. Серафиме Саровском, как противнике старых обрядов.… Свой ответ я посвятил апологии древнерусского благочестия, доказательству общей употребительности двуперстного крестного знамения с первых веков христианства, недопустимости совершения крещения иначе, как только через полное погружение. Критика прп. Серафимом Саровским безпоповства в официальном житии превратилась в критику древнего благочестия вообще. Между тем известны данные о том, что гонения на старца Серафима и колебания Синода при рассмотрении вопроса о его канонизации во многом были обусловлены тем, что он как раз придерживался древнего благочестия. Ношение им лестовки, полумантии, восьмиконечного медного креста, знаменное пение в Саровской обители подтверждают эти предположения. На многих иконах еще дореволюционного письма прп. Серафим изображен с двуперстием. О. Амвросий признал грубость, с которой проводилась Патриархом Никоном реформа, сказал, что поддерживает нас в стремлении сохранения древлего благочестия.

Духовный облик отца Амвросия - внутренний мир и тишина, которые он стяжал. Как важно это для нас, иной раз поддающихся диавольскому поспешению, соприкоснуться с таким человеком.  Услышать, одержимым безумными идеями, безхитростное: «Не бери в голову». Запутавшимся, требующим немедленного ответа: «Не спеши, утро вечера мудренее». Иронизирующих по поводу простых и безыскусных рассуждений батюшки, услышать обезоруживающее: «Прости меня, я деревня»…

До последней минуты своей жизни нес Свет Христов людям этот замечательный пастырь нашего времени. Многие тысячи благодарны ему за свой приход к вере и Церкви.

Вечная память новопреставленному архимандриту Амвросию!

 

 

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную