Победоносность русскости (Марк
Николаевич Любомудров о Девятой книге «Воспоминаний» игумена Кирилла (Сахарова))
Откройте 9-й том «Воспоминаний» игумена
Кирилла (Сахарова) – настоятеля храма святителя Николы на Берсеневке – на любой
странице и начните читать. И почувствуете, как текст втягивает Вас в себя и
побуждает продолжить знакомство с книгой. Ибо текст содержателен и изложен
свободным литературным языком.
Не всякий
профессиональный писатель может похвалиться девятитомным изданием своих произведений.
Игумену Кириллу Господь дал не только пастырский дар, но еще и талант
историка-литератора. Девятая книга может показаться пестрой по содержанию,
разноплановой по проблематике и даже по жанрам изложения (от дневниковых
записей до портретных очерков). Однако есть в изложении общий стержень, который
придает ей стройность. Это православное миропонимание, последовательное
единство религиозного отношения, требовательная взыскательность суждений и
оценок. Природная проницательность автора, его
высокая образованность, христианская любовь к миру и человеку
обеспечивают их правду и справедливость.
Интенсивная
творческая плодовитость автора обусловлена привычкой, по его собственному
признанию, «каждую минуту что-то делать, читать, слушать, смотреть, ездить,
рассказывать, писать» (стр. 381). Авторским записям в книге сопутствует
привлекательная полетность мысли, свобода изложения. Одно из объяснений этому
свойству коренится в особенностях биографии игумена Кирилла. На одной из страниц он мимоходом напоминает
нам: «Я не получаю зарплаты в течение всех лет настоятельства… у меня нет ни
квартиры, ни машины, ни дачи» (стр. 401). Игумен свободен от рабства вещному миру.
У него свой, высокий уровень личной независимости, раскрепощенности от сторонних
помех и влияний, а также и в противоборствах с противниками и трудностями
нашего социального бытия.
Содержание книги
исключительно многообразно, что видно уже из оглавления: дневники, наследие
христианства, история Русской Церкви, Москва православная, портретные очерки
деятелей Церкви, ее попечителей, литературные впечатления.
«Воспоминания»
свидетельствуют о постоянной погруженности автора в мир общественно-культурной,
религиозной и политической жизни страны и прежде всего ее столицы. Поразительна
насыщенность впечатлений не только от прочитанных книг, статей, но и от встреч
с выдающимися русскими талантами – в самых разных сферах творчества. Здесь
нашли отражение множество имен: И. Глазунов, В. Кожинов, Дм. Дудко, В. Клыков,
С. Аверинцев, В. Родзянко, В. Аксючиц, З. Крахмальникова, Ан. Краснов-Левитин,
Дм. Васильев, Е. Никифоров, о. Тихон Шевкунов и множество иных, заметных на
общественном поприще, авторитетных лиц. Даже краткие их (весьма меткие)
характеристики пополняют знания читателя, красноречивыми фактами их биографий.
Игумен Кирилл не страшится и спорных, иногда щекотливых тем.
Выражаю солидарность с его оценками организации «Память» и его руководителя
Д.Д. Васильева, энергичного борца с сионистским, русофобским засильем. В те
далекие 1970-е годы я был близок с Васильевым, бывал в его квартире в доме близ
Павелецкого вокзала. Вполне согласен с выводом игумена: «Более мощного, «энергетического»
трибуна-оратора, чем Васильев я в своей жизни не встречал… Многочисленные кассеты с записями его
выступлений очень сильно поднимают патриотический тонус, подвигают на труды на
благо Отечества и нашего народа» (стр.14-15).
Отметим, что сам
игумен Кирилл – последовательный русский националист, каковым были в нашем
прошлом Пушкин, Гоголь, Достоевский, в наше время – писатели и мыслители В. Распутин,
В. Белов, Мих. Назаров, О. Платонов. Он опирается на «Русскость», проникаясь
национально-историческим самосознанием, понимая его глубинную, консолидирующую
силу в борьбе за спасение русского народа, который сегодня гибнет на наших
глазах.
В познавательном
смысле уникальны интервью автора с такими замечательными подвижниками Русского
Дела как В..Н. Осипов, О.А. Платонов. Цитаты из Платонова лаконичны и убийственны
по оценкам – о Ленине: «имел одну из самых высоких степеней посвящения в
сатанизм»; о белых генералах: «Корнилов был республиканцем, Деникин был тоже
против монархии и за республику, вел себя очень половинчато. У Колчака в
правительстве, как и во всех белых правительствах были масоны». О Сталине: «именно
он был виновником рокового «разгрома Русской партии (Ленинградское дело:
Вознесенский, Кузнецов и др.)». О Л. Берии:
«Его руки по локоть были в крови. Он ненавидел все русское. Чужой человек, враг
России». О перспективах патриотического движения в России: «Сомневаюсь в том,
что в ближайшее время русские силы консолидируются… Главная задача -
возвращение русских людей к Православию» (стр.40-41).
Большую ценность
представляют воспоминанию о В.Н. Осипове. В книге присутствует многостраничный
диалог-интервью двух замечательных русских патриотов – игумена Кирилла и
героического подвижника (в лагерях 17 лет!) Владимира Николаевича Осипова,
«который всегда находился на острие борьбы за Русское дело. Осипов является
живым классиком русской идеологии» (стр. 337). В этом интервью запечатлены – в
емком и глубоком изложении – анализ и оценки важнейших этапов жизни России ХХ
века. Революция 1917 г., коллективизация, террор 1930-х, война 1941-45 гг.
Приведены содержательные подробности о Николае II, о В.В. Путине, о В.В. Жириновском, о судьбе
самиздатского журнала «Вече», организатором и редактором которого был В.Н. Осипов.
Диалог
двух - игумена Кирилла и Вл. Осипова – производит неотразимо сильное
впечатление. В нем находим источник важных, объективных знаний
о ключевых событиях нашей истории.
Содержательны, с
независимыми оценками, включенные в книгу развернутые очерки о Петре I, о Ф.М. Достоевском. Для тех, кого
интересует «История Русской Церкви», имеется раздел, который так и называется.
Кратко, с максимальной объективностью изложены основные этапы развития в нашей
стране русского Православия. Поучителен и анализ деятельности Петра I и его сподвижников. Неоспорим и
итоговый вывод автора: «Именно с Петра начинается великий и подлинный русский
раскол… между правительством и народом… между властью и Церковью. Происходит
некая поляризация душевного бытия России. Русская душа раздваивается и
растягивается в напряжении между двумя средоточиями жизни, церковным и
мирским». Игумен Кирилл солидарен с одним из историков, которого и цитирует:
«Реформы Петра привели к европеизации и секуляризации жизни народа и особенно
верхов».
Заслуживают
внимания и очерки о писателях: Л.Н. Толстом и особенно – с красноречивыми
подробностями – о Ф.М. Достоевском, который многократно цитируется.
Подтверждается близость автора миросозерцанию великого писателя – мыслителя и
пророка. Сочувственно отмечены свидетельства Достоевского о том, что «русский
народ способен к самоосуждению, сознанию своей греховности и «личной
ответственности перед всеми», … к самоисправлению, к самоотверженной любви для
ближних». Однако неверна, на мой взгляд, мимоходом оброненная реплика будто
Достоевский «не националист». (стр.143). Писатель был одним из главных столпов
великорусского, державного национализма.
Поучительны и
социально актуальны резко критические «больничные заметки», основанные на
личном опыте игумена. Многое там весьма прискорбно и способно даже ужаснуть.
Вполне солидарен (и по собственным впечатлениям) с ним в его оценках
современного больничного бытия.
Книга завершается
откровенными и печальными размышлениями автора о трудностях и противоречиях
приходской жизни. Пожелаем настоятелю успешно их преодолеть.
И поздравляем с
выходом в свет еще одной его книги, быть может, самой содержательной из всех
девяти томов.
Марк
Николаевич Любомудров,
профессор, русский писатель, публицист, театровед,
общественный деятель, член Союза писателей и Союза театральных деятелей России, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры