Публикации, проповеди

Игумен Кирилл (Сахаров). Исследуя Писания, часть 1. Пятикнижие Моисеево

 

Внял этому Евангельскому призыву и решил привести в порядок, систематизировать все, что у меня накопилось по Ветхому Завету. Конечно же, нужно понимать, что к Ветхому Завету нельзя применять те мерки и нравственные нормы, которые свойственны Завету Новому. В настоящее время, да и раньше тоже, нередки были смущения и даже отрицания Ветхого Завета. Но вот что интересно: когда в Ветхом Завете повествуется о грубых нравах и даже шокирующих случаях, то это происходит целомудренно и чисто. Эти повествования, в отличие, допустим, от романов, не вызывают страстей и стремления подражать таким поступкам. Божественные откровения, соприкасаясь с человеческим грехом, остаются чистыми. Поистине: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим 3:16)

БИБЛИЯ – книги, написанные по вдохновению Духа Божия, через освященных людей - пророков, апостолов. Ветхий Завет – 50 книг: 39 – канонических, 11 – неканонических. Новый Завет – 27 книг. Библия богодухновенна, но не по букве, как считают католики, а по смыслу. Неканонические книги не богодухновенны, но назидательны. Библия писалась на протяжении 1400 лет. Через всю Библию красной нитью проходит идея спасения человека. Все писатели говорят о Едином Боге, о едином пути спасения.
Переводы:
1. Подлинник на еврейском языке;
2. Начало
III в. - по повелению Птолемея 72 мудреца перевели на греческий язык (Септуагинта);
3. 2-я 9 в. – свв. Кирилл и Мефодий на славянский язык;

4. IV в. – блаженный Иероним на латинский язык (Вульгата – общедоступна);
5. К русскому переводу приступили после указания императора Александра
I в 1815 г. Главным образом над переводом потрудился архимандрит (впоследствии митрополит) Филарет (Дроздов). После закрытия Библейского общества в 1825 г. – индивидуальные переводы, например, архимандрита Макария (Глухарева). После смерти императора Николая I переводами занялся Синод. 1876 г. – закончен перевод на русский язык.

К переводу на русский язык есть вопросы. Дело в том, что переводили на него в основном с еврейского языка и при этом некоторые мессианские места могли быть подпорчены – это тема отдельного разговора. Скажу только, что св. Феофан Затворник более чем сдержано относился к русскому переводу.
На славянский язык Библия переводилась с греческого текста Септуагинты. Кстати, старообрядцы несколько лет тому назад перевели Евангелие на русский язык с греческого.


Смысл буквальный и переносный: 1-й – вода во время творения мира и вино;
2-й - «воды дошли до души моей»; «вино» - учение Нового Завета.
II. Таинственный, духовный смысл – через лица, вещи, действия и события:
        
  1. Прообраз – заключенное в лицах, событиях, вещах и действиях в Ветхом Завете, предизображающее то, что относится к Новому Завету (примеры: Мелхиседек, царь Салимский – Исуса Христа; хлеб и вино – Таинство Евхаристии).
             2. Переход через Чермное море – крещение. В Ветхом Завете – избавление от физического гнета, а в Новом Завете - от духовного.
             3. Лествица Иакова – Богородицу, через которую Исус Христос, как через лестницу пришел на землю.
             4. Вода из скалы – благодать, учение Нового Завета.
             5. Вознесение змия в пустыне – вознесение Исуса Христа.

              2. Притча – иносказание, с помощью которого выясняется смысл Писания путем употребления для этого лиц и т.д., хотя не исторических, но вполне возможных, заимствованных из обыденной действительности (например, обличение пророком Нафаном Давыда).
              3. Аполог – для выяснения  какой-нибудь мысли, животным, растениям и т.д. приписываются свойства и действия человеческие (маслина – Гедеон, терновник – Авимелех).
              4. Видение – мысли  Священного Писания раскрываются через особые образы и картины (лествица Иакова, кости в проророчестве Иезекииля).
              5. Символ – мысли Священного Писания раскрываются через внешние действия избранников Божиих (пророк Иеремия с ярмом на шее разбивает горшок – разрушение Иеросалима).
Нужно думать так, как говорит Священное Писание, но не заставлять говорить Священное Писание как мы думаем.

Священномученик Климент Римский писал: «Святые книги Священного Писания суть книги или глаголы Святого Духа и в них ничего нет неправильного». Св. Иоанн Златоуст: «Не должно пренебрегать самым малым словом Писания, потому что оно является словом Святого Духа». Св. Игнатий (Брянчанинов): «Когда ты открываешь эту книгу вечной жизни, то знай, что по ней ты будешь судим, и твоя участь будет зависеть от того, как ты будешь относиться к тому, что в ней написано». Казалось, что Священное Писание предназначено только для восточного читателя, но Библия стала книгой для всего мира, потому что Бог является Отцом всех и Его Откровение предназначено для всех народов. Каждый народ стремится иметь Священное Писание на своем языке. По количеству вышедших экземпляров ни одна книга не может конкурировать с Библией – она переведена на более чем полторы тысячи языков. Как литературный памятник Ветхий Завет уникален. Здесь представлены все литературные жанры: книга «Руфь» – героический эпос, «Плач Иеремии» - элегия и т. д. Поразительное свойство Слова Божия заключается в том, что каждый раз обращаясь к, казалось бы, уже знакомым текстам, тебе открываются все новые грани смысла, ты все больше углубляешься в смысл прочитанного. Это можно сравнить с тем, как хозяйка, чистя луковицу, снимая покров за покровом, постепенно приближается к ее сердцевине. Интересна деталь из личного опыта: когда я читаю, допустим, главу за главой книгу пророка Исаии, то во мне все не так прочно запечатлевается и воздействует на душу, как в случае если я соприкасаюсь с отдельными цитатами из этой книги. Что может сильнее воздействовать на душу собеседника, чем слово Божие, ибо оно «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр 4:12).

Библейские книги писались в течение сотен лет людьми разных национальностей, образовательного уровня, положения в обществе и т.д. – и, тем не менее, они поражают своей цельностью. Могли быть неточности в каких-то деталях, но написанное ими оказывало могущественное воздействие на сердца людей. А как иначе, ведь, по сути, автором Библии является Сам Бог. Конечно, те, кто писал, не были механическими передатчиками, Божественное Откровение преломлялось через их личностные особенности. В книге пророка Исаии сказано: «И Я вложу слова Мои в уста их».

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне» - говорит Спаситель. И мы, подобно путникам в пустыни, изнывающим от жажды, должны устремляться к этому источнику воды живой, припадать к нему иссохшими устами. Что касается Ветхого Завета, то, по словам апостола Павла, он есть «тень грядущих благ», «детоводитель ко Христу».

Священное Писание уясняется:
             
I. При помощи самого Священного Писания:
                   а) рассмотрением данного текста в контексте;
                   б) снесением параллельных мест (пример: в книге Исход «Не сотвори кумира» – а далее о Скинии, где были херувимы);
                   в) по словоупотреблению, т.к. слово в разное время имеет разное значение – по сути это филологический анализ;
 
              
II. При помощи разных вспомогательных источников:
                   а) подлинники и древние переводы;
                   б) древние толковники; (свв. Ефрем Сирин, бл. Иероним, св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий и др.)
                   в) древние символы веры, Вселенские и Поместные соборы, святые отцы;
                   г) данные разных наук (в Ираке обнаружены остатки Вавилонской башни; очертания, похожие на остатки Содома и Гоморры в Мертвом море; камень с именем Пилата - это была историческая личность; Кумранские рукописи иесеев 1 в. до н.э., древние библейские списки; в Египте обнаружен папирусы на месте стоянки римских воинов – фрагменты Евангелия от Иоанна около 120 г. (оригинал – кон.
I в.) - Евангелия написаны не в IV и не в V вв.

О Богодухновенности: «Так говорит Господь…»; «
Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет 1:21).

Книга БЫТИЕ

Повествует о происхождении мира и человека, воспитании еврейского народа в лице его патриархов – Авраама, Исаака, Иакова.

Выводы из 1-й главы:
                   1. а) мир не вечен, он имел начало;
                       б) содержится указание на предвечное рождение Бога-Сына, через Которого произошло творение (св. Амвросий Медиоланский, блаженный Августин).
                    2. сотворил (евр. «бара») из ничего. Из Своего всемогущества (св. Василий Великий).
                    3. «Элогим» (мн.число):

                       а) бесконечная полнота сил, величие и могущество, совокупность совершенств Бога;
                       б) указание на Троичность Ипостасей в Божестве, причем глагол «бара» в ед.числе указывает при различии Ипостасей на единство Божеского Существа.
                    4. «Сотвори Бог небо и землю» – сначала был сотворен мир ангелов (св. Василий Великий, блаженный Феодорит);
     
       5. «Земля была безвидна и пуста» – первобытная масса находилась в состоянии полного хаоса (праматерия).
                    6. «Дух Божий носился над водой»:
                  1) ангел для осушения земли (св. Иоанн Златоуст);
                  2) Святой Дух  подобно птице, сидящей в гнезде на яйцах, согревающей их для пробуждения жизни. Это указание на Третье Лицо Святой Троицы.
                   7. Свет – не обыкновенный свет, т.к. не было еще светил, созданных в 4 день, а результат колебания эфира, особой тончайшей материи, разлитой во Вселенной. Это начало разумного порядка во Вселенной.
                   8. Твердь (шатер):
              а) небесная атмосфера, которая, как наивно представляли евреи – твердая покрышка, разделяющая воды атмосферы над твердью, из которой – дождь, снег и т.д. и земные воды;
              б) мысль о твердости, об утверждении чего-либо, непоколебимых основаниях и законах (тяготения).
             3. Бог отделил воду от земли и создал собрания вод на земле моря, сушу и растения, а также и атмосферный воздух. Растения: 1) зелень, трава.  2) деревья.
           4. Светила (первобытный свет мог явится раньше солнца и мог быть, как, например, свет теперешнего северного сияния).
           5. рыб и птиц (рыбы большие – ихтиозавры и т.п.).
           6. Животных (домашние и дикие) и человека.

Согласно теории расширения Вселенной, она возникла из одной точки, называемой первоатомом, который был в сверхсжатом состоянии. Это был сгусток энергии. Произошел взрыв, от чего образовалось множества планет. И до сего дня Вселенная расширяется, что подтверждает ЭХО – сверхчувственный прибор, который улавливает во Вселенной следы от Большого взрыва.
Подтверждает эту теорию смещение красного света в спектре. Возраст Вселенной – более 20 млрд. световых лет. У евреев день («йом») означает и сутки в 24 часа и неопределенно долгий промежуток времени.
Ученые открыли остатки нитрина архиматерии после взрыва. Не вся энергия перешла в вещество, а только 1%, а остальное - гамма-лучи и т.д. Все это говорит о том, что Вселенная имеет свое начало и ограничена.
Виды не переходят - по роду своему Господь создал траву и пр. О создании человека – сначала могло быть создано тело, в которое потом Господь вдохнул дух. Это не есть частица божества - в таком случае Господь бы являлся причастным несовершенствам. Тело – сосуд безсмертной души, оно может быть одухотворено. Человека можно назвать микрокосмосом, малым миром.

Образ Божий заключается в совокупности свойств человеческой души – ее духовности и безсмертии, разуме и свободной воле, чувствах.
Подобие – в развитии этих свойств до Богоуподобления (цветок раскрывается, а аромат выделяется). Реализация подобия зависит от человеческой воли, от ее направления, ибо он существо свободное.
Бог почил от всех дел своих – окончание дней творения. Он перестал производить из небытия в бытие (св. Иоанн Златоуст). Но «Отец Мой доселе делает и Аз делаю». «Освятил 7 день» – суббота, установленная в самом начале человеческой истории, затем получила характер определенной заповеди.
Древо Жизни сообщало безсмертие, вкушавшему от его плодов. Эта особенность Древа Жизни не являлась его естественным свойством, а было внешним символическим знаком особого сверхестественного действия Божественной благодати, связанной с вкушением ее плодов. Оно прообразовывало Древо Крестное и Таинство Евхаристии, как спасительный плод этой Крестной Жертвы. Древо познания добра и зла было средством испытания веры и любви Адама, его послушания и благодарности, для укрепления его воли. Подробная топография свидетельствует о необходимости буквального понимания этого места.
Земной рай – между Тигром и Евфратом в Месопотамии. Есть понимание рая как сугубо духовное состояние – «
Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:21).

«Делать и хранить рай» – человек должен был: а) для развития своих физических сил; б) чтобы познавать совершенство Творца путем изучения природы.
Наречение имен всем скотам – свидетельствует о высоком состоянии умственного развития человека и о его господстве над ними. Адам обладал интуицией, способной проникать в сущность вещей.
Нагота – следствие невинности и чистоты. 

«Помощника сотворил» – с одной стороны это говорит о достоинстве женщины, а с другой – отмечено ее зависимое положение. Создание жены из ребра говорит о единстве происхождения человеческого рода. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [двое] одна плоть» (Бытие 2:24) - учреждение брака, утверждение его нерасторжимости.
Космогонические видения – Господь открывал бытописателю историю творения путем видений-образов.
Змий – орудие, через которое действовал диавол по зависти
(древний змий – диавол, человекоубийца искони, первовиновник на земле зла).
«Сказал змий жене» – как более слабой.
«Не ешьте ни от какого древа» – диавол преувеличивал тяжесть заповеди с целью искушения.
«И не прикасайтесь к ним» – упрек Евы за трудность заповеди и глухое недовольство этим.
«Чтобы вам не умереть» – чувство страха - начало чувства любви.
«И увидела жена, что древо хорошо для пищи (похоть плоти), приятно для глаз (похоть очес) и вожделенно, потому что дает познание (гордость житейская)».
Грех Адама тяжелее греха Евы, т.к. он получил заповедь и испытал много проявлений Божественной любви. Его грех не имеет смягчающих обстоятельств.
«И услышали глас Бога, ходящего в Раю» – первые люди имели с Богом особую близость и непосредственные отношения.
«Во время прохлады дня» – свидетельство о готовности Господа простить падших прародителей в случае их искреннего раскаяния. Вина не в Боге, Который создал человека для счастья, а в человеке, который вожделел несчастья.
«Адам, где ты?» – призыв к покаянию.
Но Адам вместо покаяния самооправдывается, перекладывая вину на жену, как бы укоряя Бога, а жена на змия.
Проклятие змия относится и к диаволу. Ходить на чреве и есть прах – символ унижения и презрения.
«Вражду положу между семенем твоим» (не только между потомством змия, но чадами диавола по духу и человеческим родом, в первую очередь, с его  благочестивыми представителями, энергично боровшимися со злом и особенно Великого Потомка – Исуса Христа – Победителя змия).
«Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» – идея борьбы между царством света правды и добра и областью лжи и всякого зла, которое закончится лишь в Царстве славы полным торжеством добра – «Семя Жены сотрет голову змия» (Первоевангелие).
Наказание жене было не намеренным, а составляет естественное законное следствие нарушения физической и духовной природы человека (скорби и болезни рождения, влечение к мужу, его господство).
В словах «проклята земля» выражается мысль о тесной связи судьбы человека с жизнью всей природы. Оно выражается в оскудении ее производительной силы, что в свою очередь сильнее всего отражается на человеке, т.к. обрекает его на тяжелый труд.  
Смерть – следствие греха человека.
Имя «Ева» (жизнь, производительница жизни) выражает сознательную веру падших в обетованного Искупителя.
«И соделал Господь Бог одежды кожанные» – Божественное установление жертвоприношений.
Изгнание из рая. «Вот Адам стал как один из Нас» – здесь не ирония, а укоризна, показывающая лживость диавола, обещавшего «будете яко бози; ведяще доброе и лукавое».
Добро имеет вечное бытие, оно от Бога. Зло – антипод добра. Оно не вечно, оно паразитирует на добре.
Следствия грехопадения: появление стыда, нечистота чувств, помрачение ума (хотели скрыться от Бога), воля, направленная ко злу. Закончился светлый праздник в их жизни, так как была потеряна связь с Богом. Появляется чувство вины и страха.

3адача Адама была в том, чтобы превращать мироздание Божие в благой космос, т.е. в преображенном виде подарить его Богу.

Таким образом, произошло то, что называется первородным грехом. Паскаль говорил: «Без его понимания мы не будем понятны самим себе». Первородный грех – не есть что-то непреодолимое. По словам прп. Макария Великого, у человека сохраняется желание творить добро. Также сохраняется свобода воли.

В Книге Бытие содержатся не только рассказы о жизни ветхозаветных Патриархов, но еще и серия прообразов. Так, повествование об Исааке имеет явно прообразовательный смысл, свидетельствует о Сыне Божием. История с Иосифом показывает нам, как один страдает за всех, и его страдания служат спасению и искуплению целого народа. Иосиф, как и Христос, возбудил к себе ненависть, вплоть до мысли об убийстве. Жизнь Исаака начинается с гонений – и у Христа также (бегство в Египет, скитание по Палестине). Авраам – прообраз Бога Отца, пример для всех верующих. Получив повеление принести в жертву любимого сына, он руководствуется не холодным рассудком, а действует по любви к Богу. Поразительна простота, с которой излагается это событие. Если бы этот сюжет живописали Толстой или Достоевский, то они бы все подробно описали, раскрыли бы психологизм происходящего. Об Аврааме сказано, что, встав рано утром, он посадил отрока на осла и молча двинулся вперед на Божественный призыв. Никаких сомнений, взвешиваний «за» и «против» и т.п. У подножия горы он оставляет слуг – эти отроки символизируют души, не отрешившиеся от плоти, погруженные в земную стихию. Преп. Ефрем Сирин отмечает поразительные параллели между повествованием о жертве Авраама и Жертвой Голгофской. Хотя Исаак и не пережил телесной смерти, но внутренне духовно он переродился. Так люди, пережившие реанимацию, часто меняют образ жизни, становятся более сосредоточенными, молчаливыми, погруженными во внутреннее состояние. Достоевскому, приговоренному к смертной казни на Сенатской площади, в последний момент был зачитан Указ императора о замене расстрела каторгой. Эти страшные секунды, пережитые им, изменили его жизнь, он стал провидцем душ человеческих.

Господь обращает внимание Авраама на небо, говоря: «Твое потомство будет многочисленным, как звезды». «Авраам поверил, и это вменилось ему в праведность». Апостол Павел говорит, что невозможно оправдаться делами Закона – не добрыми делами, а лишь только исполнением предписаний Закона. Если бы была возможность полного оправдания, то тогда не было бы нужды в Голгофской Жертве. Обрезание было прообразом Крещения. Истинное обрезание, по апостолу Павлу, есть отсечение страстей в человеческом естестве. Отношение между Авраамом и Исааком, носит, по преимуществу, мессианско-прообразовательный характер, и позволяет нам соприкоснуться с тайной Божественной Жертвы, которую принес Сын Божий ради спасения человечества. Исаак стал человеком полей, искусным в звероловстве, а Иаков – человеком, живущим в шатрах. Для таких людей свойственно богосозерцание. Не случайно великое откровение о Тайне Троицы Авраам пережил у шатра. Исав пришел с поля и, увидев у Иакова чечевичную похлебку, променял за нее свое первородство. Если Иаков вел жизнь кроткую, то Исав совершал поступки, не заботясь о том, насколько они угодны родителям и Богу.

Рождение сыновей – Каина (приобретение) и Авеля (плач) – начало семьи. Это воспринято с радостью как дар Божий.
Жертва Авеля-скотовода принята, а Каина отвергнута, т.к. у Авеля было соответственное душевное расположение – преданность и вера, а Каин был злым и «дела его были злые». Авель после жертвы получил духовное удовлетворение, был радостный и довольный, а Каин испытывал зависть и уныние.
Господь предостерегает Каина и указывает на его виновность: «Почему лицо твое опущено. Грех лежит у порога твоего, но ты гони его».
Енох, сын Каина, строит город. Начало ремесла. Главное сохранить Божественное Откровение.
Быстрое заселение земли. После братоубийства у Каина испуг вместо раскаяния. Он грубо ответил Богу: «разве я сторож брату моему?»
Господь проклинает Каина – «Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».
Страх Каина за жизнь. Господь: «за смерть Авеля ему в 7 раз отомстится» -
знамение этого было на лице Каина.

С Каина начинается человекобожие. В Каиновом потомстве нет примечательных личностей. Ламех взял две жены - раздвоение человечества символизируется этим. Специализация происходит в цивилизации. Так, Иувал является родоначальником безрелигиозного искусства как самоцели. Специализация противоположна целостному подходу. Ее цель поудобнее устроиться на земле.

Каин убил не только брата, но и духовно самого себя – отчуждение от Бога, постоянный страх.
Митрополит Филарет (Дроздов) видит в Авеле прообраз Христа. Авель принес жертву от всех первородных своего стада от всего сердца. Жертва Каина была формальной и не обильной. Господь – Каину: «Грех у дверей, но ты господствуй над ним». После убиения брата, Господь сказал: «Кровь убиенного вопиет ко Мне. Проклят ты, ты будешь изменником и скитальцем». Чтобы его не убили на его лице было знамение. От Каина произошло племя нечестивых сыновей человеческих. От Сифа, сына Адама – сыны Божии – племя благочестивых людей.
Господь сказал, что все человечество стало плотью. При жизни Ноя произошел упадок религиозности и нравственности. Потоп мог быть следствием неразумного отношения к природе. Господь раскаялся в том, что сотворил человека. На земле был один язык, затем произошло смешение возникших языков.

Потомки Хама решили построить себе город и башню – это была богоборческая идея. В это предприятие они вовлекли и многих из других племен (сделаем себе имя, чтобы прославиться). Господь смешал языки (смешение понятий) и рассеял людей по всей земле. Вавилон – «смешение». Башни из духовного кирпича продолжают строиться и до сего дня.
Смешение языков. Толкования: а) чудесным образом появились новые языки; б) возникло несогласие; это имело благотворное значение, так как предохраняло
растление нравов, раздоры, крайнее угнетение, ибо если бы все человечество соединилось под одним владыкой была бы тирания.
Рассеяние произошло не вдруг, а постепенно.
В результате грехопадения природа человека ослабла, стала удобопреклонной ко греху. Произошел поворот к внешнему миру. Грех начался с обольщения, чтобы подтолкнуть ко греху. Вина всецело на человеке, ибо, как писал апостол Павел: «Бог не искушает никого, каждый искушается своей похотью». С целью уменьшения зла Он сократил жизнь человека до 120 лет (может быть только для покаяния). Смерть в этом смысле была благом. Ной призывал к покаянию. Ему было велено построить ковчег (его габариты 150х25х15 м). С Ноем были, по-видимому, только домашние животные. Потоп мог быть следствием кометы, вызвавшей ураган. Дождь продолжался 40 дней – возможно это из-за приливов океана. 150 дней вода усиливалась - поднятие земной коры. Несколько месяцев вода постоянно убывала. Ворон, а затем голубь возвращались два раза с масличной ветвью, а на 3-й раз уже не вернулись. Господь повелел расселиться и господствовать над природой. Всесожжение. Разрешение на мясо, но плоти с кровью – душею сказано «не ешьте». Завет с Ноем – потопа больше не будет. И в знак этого – радуга.

В 1923 году английский археолог в нижнем течении Евфрата обнаружил остатки города Ур и следы потопа. В библиотеке Ашурбанипала в начале XIX века обнаружили Эпос о Гильгамеше, где говорится о потопе.
В клинописных таблицах упоминается о 10 великих царях, живших до потопа. В эпосе о Гильгамеше - политеизм. На камне в Аккаде – 2 фигуры – сыны Божии - сифиты и духи злобы.  Ковчег был из кипариса. Остановился он на 7 месяцев на горах Арарат. 3 месяца вода убывала.
После потопа был запрет на кровь: кто прольет кровь человека, того кровь прольется рукою человека.
В журнале «За рубежом» за 1964 год рассказывалось об американской экспедиции на Арарат. Турки не допустили проводить исследования по религиозным и военным мотивам.
Нахичевань – стоянка Ноя; в долине Аракса, по преданию, находится могила жены Ноя.
Историк Беросс в 5 веке до н.э. писал, что многие были на Арарате и приносили кусочки Ковчега. О ковчеге упоминает Иосиф Флавий. В 1898 году несторианский архидиакон его видел. Во время Первой Мировой войны Ковчег видел русский летчик и русская экспедиция побывала около него. В 1955 году Ковчег обнаружил французский исследователь Наварра, написавший книгу «Я нашел ковчег». Ковчег был во льду в горном озере, видна была только часть его в летнее время.
Потомки Иафета – греки и римляне, потомки Хама – Африка, Вавилон, Египет, Финикия, Карфаген. Когда между людьми начало распространяться идолопоклонство, для сохранения истинной Веры, был избран Богом Аврам (сын Фарры, из семитов) из города Ура Халдейского на берегу реки Евфрат. Сара – его жена. Это был город идолопоклонников. Отец Авраама стал идолопоклонником. Вместе с сыном он пошел в Землю Обетованную. Но Господь не благоволил, чтобы отец Авраама вошел в нее - он умер. В образе пламени Бог вступил с потомством Авраама, которое было представлено в виде дыма, в завет; было обещано, что Ханаанская земля будет ему отдана. Обетованная Земля – Палестина, по берегам р. Иордан.

Аврааму было 8 Богоявлений: первое было в Уре Халдейском. Господь повелел: «выйди из земли твоей в землю, которую Я укажу тебе». Второе было в Сихеме. Господь сказал: «Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя», «потомству твоему отдам Я землю сию». Вследствие голода Авраам удаляется в Египет – это было сделано без Божьего благословения. Еще ошибка – назвал Сару своей сестрой.
В Египте уже были пирамиды. Развитая медицина, астрономия, математика.
Когда шли в Египет – Авраам сказал Саре – скажи, что ты мне сестра. Она была взята в гарем фараона. За это фараон дал Аврааму большие
стада, серебро и т.п. Когда же узнал, что она ему жена – «срочно уходи с нею». Авраам уходит в Иудею. Недоразумение Авраама с Лотом.
Господь поразил дом фараона и повелел возвратиться в землю Ханаанскую. Разделение с Лотом, который потом попал в плен, но был отбит Авраамом.
Лот пошел в долину Сиддим и поселился здесь.
Это было плодородное место, с пятью городами, в т.ч. Содомом и Гоморрой.
Третье Богоявление: «умножу потомство твое как песок земный».
Авраам восточнее Хеврона у дубравной рощи Мамрской раскинул свои шатры.
Поселился он в Земле Обетованной во время правления Хаммурапи (сер.
XIX века до Р.Х.)
Восстание 5 городов, отказавшихся платить дань месопотамскому царю. Карательная экспедиция царя Кедламера потерпела поражение.
Авраам был извещен об этом. Его небольшой отряд из 318 человек напал ночью на войска Кедламера и обратил их бегство. Был отбит большой обоз с награбленным имуществом.
Около Иеросалима Аврааму навстречу вышел Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога с хлебом и вином – прообраз Тела и Крови Христа, Авраам передал Мелхиседеку 1/10 добычи (десятина).

Четвертое Богоявление: «Не бойся Авраам, Я твой щит, награда твоя будет велика, потомство твое будет как звезды», но 400 лет оно будет находиться в плену у другого народа, а затем расширят государство (что и случилось при Давыде).

Так как Сара была бесплодна, Авраам вошел к Агари и она родила от него. Агарь стала притеснять Сару. Сара сказала об этом Аврааму à Агарь бежала, но ангел повелел ей вернутся, чтобы она родила – родился Измаил. Когда у Авраама и Сары родился сын Исаак, первому было около 100 лет, а второй около 90.
Пятое Богоявление: «Ходи предо мною». Было восстановление Завета. Авраам – отец множества, а в знак этого было обрезание. Сара была названа Саррой.
Шестое Богоявление произошло у дуба Мамрийского. Явление Бога в виде трех странников. Есть два толкования: это был Сын Божий с двумя ангелами или это было явление Бога Единого в Троице. 
Господь решил наказать Содом и Гоморру за развращение.
Авраам: «если будет пять праведников, не погибнет ли город?» – Нет.
Лот встретил 2-х путников и пригласил их к себе. Содомляне окружили его дом и требовали от Лота, чтобы он дал им его гостей. Они не хотели взять дочерей вместо путников. Извращенцы были поражены слепотой, но, тем не менее, рвались в дом. Ангелы силой вывели Лота, жену и двух детей и приказали бежать без оглядки. Землетрясение привело к гибели городов. Жена Лота оглянулась и превратилась в соляной столп. Она обернулась и видимо осуждала Бога за смерть своих детей.
Найдена длинная трещина – останки землетрясения. Лот бежал в Сигор, а затем в горы. Дочери обманом переспали с ним и родили от него. Больше Лот не упоминается.
Восьмое Богоявление – Господь повелел Аврааму принести Исаака во всесожжение на горе Мориа для испытания, желая показать его веру и послушание в пример людям.
Слуги с ослом остались у подножия горы. Исаак нес дрова.
Ангел: Господь усмотрит себе Агнца. Авраам связал Исаака и возложил поверх дров. Ангел удержал нож. «Теперь я знаю, что ты боишься Бога». Господь повелел ему вместо вместо сына принести в жертву овна.
Он подтвердил обещание умножить потомство как песок и звезды. И благословятся в Семени Твоем (через Спасителя, который по человечеству произойдет от тебя) все народы земли. Мориа – Сион, где будет храм Иеросалимский и Лобное место.

Господь обещает Аврааму и его потомству передать Обетованную Землю навсегда (во век). Слово «век» иногда означает только некоторое неопределенно продолжительное время. Так ветхозаветная Пасха названа вечной и даже в приветствиях говорили: «Во веки» (см. например книгу «Исход», 12 глава, 14 стих). В данном случае это может означать долговременное обладание только до Первого Пришествия Христа. К тому же возобновление и продолжение обетования возможно в духовном плане после того, как оно сначала исполнится чувственным образом.

 

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную