Подвижки на
«старообрядческом направлении» желательны не раз в полстолетие, а хотя бы в
десять раз быстрее
Подвижки желательны, но они …
безполезны. Желательны для чего? Для торжества правды и уменьшения зла в мире. Безполезны
почему? Потому что «поезд» о-о-очень далеко ушел, два корабля в море очень
далеко друг от друга отдалились, точнее один из них. Поясню. Решение о «снятии
клятв» - это то, что давно лежало на поверхности, по крайней мере, с 1800 года,
когда было учреждено единоверие. Давайте называть вещи своими именами, «снятие
клятв» - это признание ошибки, оно по определению, не может быть
сногсшибательным прорывом. Как вещь правильная заслуживает одобрения, но не
более того. «Мы вас больше не проклинаем» - «а мы никогда и не считали себя
проклятыми, не принимали всерьез ваших анафем». Вот, собственно, и все. Важна,
конечно, психологическая разгрузка, снижение напряженности в отношениях с друг
другом. К тому же, стало увеличиваться, хотя и медленно, количество единоверческих
приходов, в которых богослужения
совершаются по старому обряду. Какие-то его элементы могут практиковаться и на
обычных приходах, вплоть до появления двуобрядных.
Конечно, подвижек больше – можно
вспомнить Юбилейный Поместный Собор 1988 года, на котором звучали некоторые
дифирамбы в адрес старообрядцев. Еще и юбилейную конференцию, посвященную
двухсотлетию единоверия в 2000 году. И служение ряда архиереев по старому
обряду и то, что мне, например, довелось служить по старому обряду во многих
храмах столицы и в ряде регионов России и Украины и даже в Прибалтике и
Грузии, на Афоне и на Святой Земле. Это тоже подвижки, пусть и небольшие.
В целом, однако, процесс идет медленно, катастрофически медленно. По многим
причинам – и «честь мундира» не позволяет признать очевидное – богопротивность
кровавых гонений на своих же братьев, «русских из русских», как писал покойный
В. Распутин и как любит повторять это митрополит Корнилий. Порой со стороны
наследников гонителей встречается злоба и ненависть, прямо-таки какого-то
инфернального характера. Некоторые из них и сейчас, по сути, гонят, создавая
различные препятствия, например, не возвращая старообрядцам, построенные их
предками храмы. Иногда раздаются призывы добродушных и доброжелательных людей:
«давайте объединяться, главное - любовь!» «Давайте объединяться, мы же клятвы
сняли и простили вас!» - но это курам на смех, как говорится, ни в какие ворота
не лезет.
И все-таки подвижки есть. Озвучу
«ужасную вещь» - раскол на Украине и по причине Украины вообще в мировом
православии – тоже подвижка – и дай Бог, чтобы она была необратима. Ну на какой
ляд нам нужны «первые по чести», предстоятели Константинополя – Стамбула, вот
уже целое столетие являющиеся суперэкуменистами, полууниатами или без пяти
минут папистами, членами масонских лож. Каноническое общение с перешедшими на
новый папский календарь Поместными Церквами? По мне, так лучше со
старостильниками навести мосты, разобравшись в их каноническом положении. А что
касается «Нэньки», то очевидно, что все неисправимо западническое там либо
вернулось в унию, либо ушло в расколы. У раскольников не за горами унионизм
(если есть такое слово – в смысле униатское будущее) – вот уже, перешедший в
ПЦУ митрополит Симеон, проводит работу по переходу на новый стиль. Извечный
русский вопрос, что делать? Вот допустим (фэнтэзи), наместник одной из Лавр
начал бы открыто двуперстно креститься, носить лестовку и полумантию,
использовать подручник, покровительствовать знаменному пению. При постригах в
качестве духовного меча будет вручать новопостриженому иноку не четки, а
лестовку. Осторожно будет вести разговоры на тему древнерусского благочестия.
Если он авторитетен и успешен, то взрыв произойдет попозже, а если не будет
обладать такими достоинствами, да еще и «наступит на хвост» какому-нибудь
влиятельному брату, подвергнет его прещению – то пораньше. Уж тогда не только
либералы ополчатся на «раскольников», но и такие православные фундаменталисты,
как активисты сайта «Третий Рим» - мобилизуют весь массив антистарообрядческой фальшивой
аргументации. Ну а если поглубже копнуть – предложить задуматься подавляющему
большинству духовенства МП о каноническом достоинстве своего крещения через
обливание или даже окропление? Каким тогда будет «наш ответ Чемберлену»? Так,
что скорее всего, будет по-прежнему все лежать «во веки веком» как и было, без
всяких фантазий и иллюзий. Сверхосторожно могу предположить: может к концу века
сего возможно сближение консервативно-фундаменталистского крыла РПЦ, греческих
и прочих старостильников со старообрядцами-поповцами. Само собой разумеется, с
соблюдением всех канонических норм и в соответствии с Правдой Божией. Как это
будет, представить затруднительно, даже невозможно – есть только смутные
интуиции, опирающиеся на некоторые факты и наблюдения. Причин такого не
впечатляющего масштаба «малого стада» много – с сотню точно можно
сформулировать. Начните хотя бы служить пусть по новому обряду, но по полному
Уставу. 99%, то есть практически никто, не смогут – «кишка тонка», «кольчужка
коротка». А некоторые призывают: «Давайте объединяться» - 99,99% старообрядцев
даже всерьез разговор об этом не поведут.
Игумен Кирилл (Сахаров)