Возвращение к истокам

23.12.2016 г.

Игумен Кирилл (Сахаров). Беседа с молодыми старообрядцами

После очередных лекций Урушева и Езерова в среду при Никольской старообрядческой церкви, что у Белорусского вокзала, двое молодых старообрядцев стали задавать мне множество вопросов. Любезно вызвались подвести меня на Берсеневку, всю дорогу шла напряженная беседа. Оказалось, что ребята являются активистами Русского патриотического движения...

06.12.2016 г.

Редактор старообрядческого журнала «Церковь» А.В. Антонов

После очередного телефонного разговора с А.В. Антоновым очень захотелось закрепить на бумаге свои впечатления от многолетнего общения с этой незаурядной личностью. Жалко было бы, если бы россыпь искромётных остроумных наблюдений, высказываний, зарисовок, которые я слышал из уст Александра Васильевича, забылись бы...

30.11.2016 г.

Встреча с поморскими наставниками

Игумен Кирилл (Сахаров) побывал в одном из духовных центров старообрядцев-безпоповцев — Преображенском...

23.11.2016 г.

Игумен Кирилл (Сахаров). На вечере о старообрядцах в Румынии

Организаторы вечера, зная, что я неоднократно бывал в Румынии, настойчиво приглашали на встречу с профессором Бухарестского университета Ф.Кирилэ (Кирилловым). Перед началом вечера побывал на могилах чтеца Ромила Ивановича Хрусталева и епископа Михаила (Семенова). Подумалось: «Хорошо было бы подготовить буклет, где бы рассказывалось о старообрядческих священнослужителях, погребенных на Рогожском кладбище. Об архиереях более-менее известно, но ведь там могилы и менее известных священников и диаконов. Пока еще живы родственники некоторых из них, те, кто знали их, хорошо бы записать их рассказы»...

18.11.2016 г.

Игумен Кирилл (Сахаров). На презентации книги Е.М. Юхименко «Старообрядчество: история и культура»

В последнее время мероприятий, связанных со старообрядчеством – как из рога изобилия («Да, активизировались они», - заметил мой помощник, печатая начало этой заметки)...

10.11.2016 г.

Игумен Кирилл (Сахаров). На вечере памяти епископа Михаила (Семёнова)

Сколько себя помню, всегда испытывал неподдельный интерес к личности приснопамятного владыки Михаила, столетие преставления которого исполняется в этом (2016-м) году...

26.09.2016 г.

Игумен Кирилл (Сахаров). Гуслицы в Музее им. Андрея Рублева

25 сентября 2016 г. в Андрониковом монастыре, где располагается Музей им. Андрея Рублева, состоялось открытие IV сезона музейно-образовательной программы, посвященной истории и культуре старообрядчества. С этого года программа будет называться «Под сенью «Винограда российского»...

08.08.2016 г.

Игумен Кирилл (Сахаров). В Новозыбкове в год тысячелетия Крещения Руси

Архиепископ Геннадий, тогдашний предстоятель Русской Древлеправославной Церкви, говорил мне: «Я давно тебя заприметил. Если кто-то будет требовать удаления тебя с Собора, я буду защищать. Мы же бываем в Даниловом монастыре, нас там встречают и мы должны оказывать внимание». На мое намерение поцеловать ему руку при встрече, он, отдернув её, сказал: «Мы не имеем такого обычая»...

30.07.2016 г.

«Главное – Господу угодить и людям не досадить» (беседа с безпоповским наставником)

Наставник Московской Поморской общины на Преображенке Нечаев Василий Федотович перед экскурсией для нашей общины, намеченной на воскресение 24 июля, пригласил меня для беседы ...

28.07.2016 г.

У федосеевцев в пасхальный вечер

В прошлом году на Преображенке на Пасху вечером был у поморцев, в этом решил побывать у федосеевцев ...

18.05.2016 г.

«Если бы не вера, мы бы рассыпались»

Заметки игумена Кирилла (Сахарова) о выставках, посвященных казакам-некрасовцам, и об их традиционном вечере песнопений ...

11.03.2016 г.

О выступлении на «Народном радио» старообрядческого митрополита Корнилия

Идея пригласить владыку Корнилия выступить на «Народном радио» возникла в процессе беседы с ним накануне презентации сборника его статей и выступлений в Международном фонде славянской письменности и культуры...

25.02.2016 г.

На презентации книги старообрядческого митрополита Корнилия

Впервые сборник статей и выступлений митрополита Корнилия попал мне в руки на вечере памяти о.Евгения Бобкова в конце ноября прошлого года. Владыка касается и общественно значимых вещей, которые выходят за рамки сугубо церковного характера. Хорошо было бы презентовать книгу на какой-нибудь нейтральной солидной площадке, что способствовало бы выходу этого события за сугубо конфессиональные рамки...

20.01.2016 г.

Москва старообрядческая. «Староверы Лефортова»

В конце 2015 года начался цикл авторских пешеходных экскурсий «Москва старообрядческая». Проводит их Алексей Васильевич Шишкин — аккредитованный московский экскурсовод, старообрядческий общественный деятель. На одной из экскурсий — «Староверы Лефортова» побывал игумен Кирилл (Сахаров), который делится с читателями увиденным и услышанным....

15.12.2015 г.

Письмо епископа Леонтия (Кречетова) игумену Кириллу (Сахарову)

Письмо старообрядческого епископа Леонтия (Кречетова) (Русская Древлеправославная Церковь) от 1988 года....

22.10.2015 г.

Старообрядческий протоиерей Леонтий Пименов

В 2015 году исполнилось 30 лет со дня начала подвижнической и культурно-просветительской деятельности в Орехово-Зуевском крае и в Подмосковье нижегородского старообрядческого священнослужителя (строителя по образованию), настоятеля Зуевского старообрядческого храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы протоиерея Леонтия Пименова, являющегося с 2004 г. благочинным старообрядческих приходов Московской области РПсЦ. В этом году ему исполнилось 79 лет...

29.04.2015 г.

На презентации видеофильма о старообрядческом митрополите Алимпии

 

Показ видеофильма был обозначен в программе традиционных торжеств на Рогожском в праздник свв. Жен мироносиц. Вначале я решил посмотреть этот фильм на диске, чтобы лишний раз не мозолить глаза, но в конце Литургии в субботу почувствовал острое желание побывать на Рогожском на показе его в кинозале в Доме причта. Показу видеофильма предшествовало открытие здесь сразу трех выставок, в частности, казачьей...

Игумен Кирилл (Сахаров). Заметки после Литургии архиерейским чином у старообрядцев

 

Последний раз на Рогожском в Покровском соборе я присутствовал на Литургии архиерейским чином, уж не помню, сколько лет назад. Хотел бы поделиться своими наблюдениями. Сравнить то, что увидел с тем, как это совершается в новообрядческих храмах...

29.03.2015 г.

Игумен Кирилл (Сахаров) о сложностях, которые возникают при общении со старообрядцами

(Интервью для газеты «Берсеневские страницы»)

 

Корр.: Отец Кирилл, старообрядческая среда все-таки сложная. Можно ведь нарваться и на грубость и резкость. Есть ли такая опасность? Могут, наверное, и обидеть.

Иг. Кирилл: Обидеть меня, это все равно, что обидеть ребенка. Поясню...

01.03.2015 г.

О старообрядческой иерархии (интервью игумена Кирилла (Сахарова) для газеты «Берсеневские страницы»)

 

Корр.: Отче, в прошлый раз в интервью нам Вы коснулись вопроса о беглопоповской, «новозыбковской» иерархии старообрядцев. Есть еще белокриницкая иерархия, Русская Православная Старообрядческая Церковь во главе с митрополитом Корнилием. Что о них скажете?...

28.01.2015 г.

Об отношениях со старообрядцами (Интервью для газеты «Берсеневские страницы»)

 

Корр.: Отец Кирилл, не слишком ли прямолинейно, «без обиняков», Вы описываете свои впечатления от присутствия на службах у старообрядцев, о своих наблюдениях при контактах с ними? Не обидятся ли?...

24.01.2015 г.

Особенности литургии архиерейским чином по старому обряду

 

22 января с.г. в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Председательствовал на конференции митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий...

23.01.2015 г.

О конференции по старому обряду

 

22 января с.г. в рамках ХХIII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Председательствовал на конференции митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий...

14.01.2015 г.

Старообрядчество и протестантизм

 

О публичной лекции старообрядческого священника Михаила Родина...

16.11.2014 г.

Игумен Кирилл (Сахаров).

Благообразно и по чину

 

О пономарском служении...

24.10.2014 г.

Игумен Кирилл (Сахаров).

Рецензия на книгу Кирилла Кожурина «Повседневная жизнь старообрядцев»

 

Когда я впервые увидел новую книгу своего тезки, то подумал: «Как жаль, что она не появилась 2-3 десятилетия назад. В этом бы случае я, движимый неизбывной любознательностью, не получил бы столько шишек, стремясь познать повседневную жизнь старообрядцев. Таинственный и сокровенный мир старообрядчества»...

Игумен Кирилл (Сахаров).

О перспективах диалога со старообрядцами

(интервью)

Корр.: Отец Кирилл, насколько правдивы возникшие предположения о том, что священноначалие, наконец, обратило на Вас внимание — появились намерения использовать Вас в «мирных целях», подключить Ваш потенциал для прорыва на старообрядческом направлении?...

Игумен Кирилл (Сахаров).

"Прения о вере" с современными греками

(из выступления на III Международной научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе»)

Я в гостях у собрата - священника. Сижу в комнате, "перелопачиваю" внушительную подборку материала с интернета. Но, что это?! Мощный низкий звук причудливым рисунком наполняет пространство. Может быть, монахи по соседству "врубили" на всю мощь запись диска с пением какого-нибудь афонского монастыря? Подумал даже: а может быть это звучит "азан" - призыв к мусульманской молитве из какой-нибудь близ стоящей мечети? Оказалось, что ни то ни другое...

МОНИТОРИНГ СМИ: "Той Земле не устоять, где начнут обычаи ломать"

Возможно ли духовное возрождение русского народа без переосмысления трагедии раскола XVII века? (Интервью игумена Кирилла (Сахарова) порталу «Русская вера») ...

Круглый стол старообрядных приходов

Круглый стол прошел 29 января 2014 г. в рамках XXII Рождественских образовательных чтений в Патриаршем Центре древнерусской богослужебной традиции при церкви Покрова в Рубцове...

Игумен Кирилл (Сахаров).

Писатели и общественные деятели встретились со старообрядческим митрополитом Корнилием

Встреча прошла 27 декабря 2013 г. в резиденции митрополита на Рогожском. Это была уже третья встреча подобного рода...

В Орехово-Зуево, в гостях у старообрядческого протопопа

В сентябре этого года произошло знаменательное событие: после 20 лет реставрационных работ был освящен старообрядческий храм во имя Рожества Богородицы в г. Орехово-Зуево. Возглавил освящение храма старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий ...

Старообрядческий вопрос на пути к Архиерейскому Собору.

Хотел бы кратко поделиться своими впечатлениями от участия в нескольких собраниях, посвященных обсуждению проектов решений грядущего Архиерейского Собора, главным образом, на тему: «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века»...

Собрание Союза Русского Народа призвало священноначалие выразить сожаление по поводу гонений на ревнителей древнего благочестия.

Собрание проходило 27 мая 2013 г. в Международном фонде славянской письменности и культуры...

Размышления об уврачевании церковного раскола 17 века

Тема уврачевания трагического разделения нашего народа, явившегося следствием печальной памяти церковной реформы 17 века, постоянно занимает внимание. Удивительно, что это происходит даже… помимо моей воли. Казалось бы, занимайся текущими делами (а их выше головы), и потом – ведь никто же тебе не поручал, не уполномочивал касаться этих проблем. Но не получается – эти вопросы не исчезают из поля зрения, не «растворяются в дымке», вновь и вновь стучатся в сознание...

О литургии архиерейским чином по старому обряду

По старому обряду она более аскетична. Протоиерей Георгий Флоровский в «Путях русского богословия» писал, что одна из причин реформы патриарха Никона в этой сфере была обусловлена его желанием большей помпезности. Получился некоторый перекос, излишний акцент на личности архиерея...

Нужна ли была реформа патриарха Никона?

На этот вопрос можно было бы сразу ответить отрицательно, сославшись на ее последствия: около трети не самых плохих русских людей не приняли ее, за что были преследуемы.  Разве это не ослабляло и Церковь и государство?

О совершении всенощного бдения по старому обряду

Всенощное бдение - одно из самых любимых мною чинопоследований Православной Церкви. Не помню такого случая со времени переезда в Москву (1974 г.), чтобы мною было бы пропущено хотя бы одно всенощное бдение в канун воскресных и двунадесятых праздников...

Возвращение к истокам. На старообрядном направлении

Эту главу лучше бы назвать «История моего старообрядства». Поделился с профессором А. И. Осиповым, он выразил сомнение – не поймут мол, надо хорошо разъяснить. А разъяснение содержится во всем нижеизложенном. Вот и решил назвать – «На старообрядном направлении».

Старый обряд в лоне Московского Патриархата

Хочу сказать об опыте бытования старого обряда в лоне Московского Патриархата. У меня самого интерес к старому обряду начался еще со школьных лет, когда я начал интересоваться историей России. С интересом читал учебники по истории, знакомился с фотографиями древнерусских храмов и икон. Как я уже упоминал в начале главы, на моей малой Родине – в Луганской области единственный старообрядческий храм находится в поселке Городище, в двадцати километрах от г. Артемовска, где я родился. Это храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

О совершении Литургии по старому обряду

Главное Богослужение в Православной Церкви - Божественная Литургии, обедня, как в простонародье говорят. Общественное служение - так переводится слово "Литургия". Хочу акцентировать внимание на сравнении текста чина Литургии, официально принятого и совершаемого повсеместно, с древнерусским, как мы говорим, чином Литургии, т.е. с тем, что был на Руси от Крещения при князе Владимире и до реформ патриарха Никона в середине XVII столетия. Это древнерусский, дониконовский чин Литургии, который практикуется в нашем храме святителя Николы на Берсеневке с первого дня открытия храма в конце 1991 года.

«Нас гнали когда-то из России, но наша душа и сердце – в России»

В первой половине ноября 1999 года я посетил Румынию по приглашению тамошних старообрядцев.

Эта поездка была задумана давно, и она ускорилась с приездом в Москву четырех русских священников-старообрядцев из Румынии. Они приезжали на Рогожку на свой Собор и зашли в наш храм, узнав, что у нас служба совершается по полному уставу с элементами древнерусского Богослужебного чина.

Рассказы Ромила Ивановича Хрусталева о Предстоятелях Старообрядческой Церкви послевоенного периода

Смерть Ромила Ивановича меня потрясла. Я очень любил этого высококультурного, интеллигентного, исключительно тактичного, глубоковоцерковленного человека.

В 40-й день со дня его смерти с группой прихожан побывал на его могиле на Рогожском кладбище. Нахлынули воспоминания о наших встречах и беседах…

Рогожским подвижникам – христолюбцам посвящается

Это первое в моей жизни стихотворение. Оно несколько корявое, но от души. Написано было поздно вечером после празднования 60-летия Предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия 3.06.08.

Из архива настоятеля: Письмо старообрядческого наставника о необходимости погружения при крещении

«Уважаемый о. Кирилл, Ваше письмо получил. Рад, что мое разъяснение вопроса об обливательном крещении Вами оценено положительно. Ваше искреннее искание истины заслуживает нелицемерной похвалы. Дай Бог Вам силы быть последовательным до конца. Хочу еще раз коснуться этого вопроса. Действительно, Святая Церковь в экстремальных ситуациях иногда допускает отклонения от закона. Недаром сказано "По нужде бывает пременение закона".

Из дневника настоятеля: Беседа со старообрядческим священником Георгием Устиновым

С о. Георгием я познакомился когда уже открылся Данилов монастырь. Это было тяжёлое для него время – он был в состоянии запрещения. Знакомство произошло на проходной в мастерских Патриархии у Тихвинской церкви на ВДНХ. Я туда специально ездил, чтобы с ним поговорить. О. Георгий оказался очень интересным доброжелательным человеком. Заинтересовался вариантом перехода на работу в Данилов монастырь. При моем содействии был принят туда, стал начальником отдела кадров (вспомнилось сталинское – «кадры решают все»). Много раз мы с ним беседовали на разные темы, в который раз я выслушивал его версию о происшедшем с ним.

Из дневника настоятеля: Беседа с М. И. Чувановым, старостой старообрядческой федосеевской моленной на Преображенке

«Я переписываюсь с одним православным священником. У меня сохранилось много его писем. Он называл меня "дорогим старцем". Старообрядческий архиепископ Никодим, когда я знакомился с ним вскоре после его избрания, сказал мне: "Присоединяйтесь к нам". А я ему: "Нет, вы к нам", на том и расстались. Белокриницкие были им недовольны за пассивность и узкий фанатизм. Нашу моленную в 30-е годы не закрывали, но четырех активистов, в том числе и меня, взяли - вернулся только я один...»

Из дневника настоятеля: Беседа со старообрядческим архиепископом Алимпием

Я спросил у владыки Алимпия, как его здоровье. Он ответил, что ничего, только вот рана на ноге безпокоит. Было кровотечение, когда служил в Горьком, натекло полный сапог крови. Приехала "скорая", сделали перевязку, но ехать в больницу отказался. Я рассказал о случае с Владыкой Флавианом, когда у него случилось кровотечение во время служения Литургии.

Из дневника настоятеля: Беседа с председателем поморской общины Хвальковским Петром Николаевичем и описание Поморской моленной на Преображенском кладбище

У дверей храма объявление о запрещении входить в неприличном виде, нетрезвом состоянии и что храм Патриархии находится за углом.

Каждого входящего встречают и расспрашивают: кто и откуда. Когда узнали, что я пришел по рекомендации к Петру Николаевичу, то с радостью пропустили. Осведомились: сейчас позвать или после службы?

Из дневника настоятеля: Посещение старообрядческого епископа Флавиана в Кожном институте

В палате его не оказалось, но его соседи, мусульмане, как только меня увидели, сразу поняли, к кому я и показали мне место, где он обычно гуляет, вернее, сидит на воздухе. Епископа я нашел во дворе, около гаража. Он сидел на стульчике, положив больную ногу на деревянный ящик. Его можно было сразу узнать по внешнему виду: длинная борода и заправленные за воротник длинные волосы. Одет он был в больничную пижаму, на голове шляпа.

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
КонтактыНа главную На главную