Возвращение к истокам

Выступление на «Народном радио» об итогах года и отношениях со старообрядцами

Ведущий: Весь 2011 год был переполнен в средствах массовой информации (главным образом, в светских) некоей истерией о том, что год наступающий - это год конца света. Как Вы относитесь к такого рода информации? Может быть, какие-то смущения есть у православных людей наших, мощная была волна, что это последний год существования человечества?

О. Кирилл: Наша община, как известно, занимает антиглобалистскую позицию, давно это известно, давно на слуху. Сейчас у нас определенные сложности возникли в связи с перерегистрацией. Тем не менее, нам свойственна трезвенность в этих вопросах. Что касается назначения сроков конца света, мы знаем из Св. Писания, что о дне и часе том никто не знает. Признаки известны, но сроки назначать – это дело ненужное. Нужно жить так, как будто любой год, день и даже час может быть последним для нас и соответственно бодрствовать, не поддаваться всяким искушениям. Что касается итогов года. Конечно, мне ближе церковный аспект, хотя практически ежедневно мои помощники с десяти сайтов снимают объемный материал о важнейших событиях в мире. Что касается церковного аспекта. Прошедший год был очень насыщен событиями. Собрание московского духовенства, прошедшее как обычно в конце декабря месяца в храме Христа Спасителя, было очень плодотворным, проходило динамично. Святейший Патриарх подвел впечатляющие итоги года. Собрание проходило очень живо. В прошлые годы приводилась статистика, которая, в общем-то, имеет справочный характер. Патриарх в своем докладе этот материал разместил в подстрочнике и привел только основные цифры. 850 единиц – храмов, монастырей, подворий имеется в нашем стольном граде. Дай Бог эту цифру запомнить. На этом собрании выступали и другие: архиереи и священники. Патриарх в конце собрания отвечал на вопросы. Было очень ценно, что были ответы на вопросы, которые волнуют московское духовенство. Еще одна цифра запомнилась, озвученная на этом собрании - о том, что за прошедший год 23 новые епархии появились в нашей Церкви на территории Российской Федерации, и 3 епархии вне ее, итого 26. В самом конце декабря был двухдневный Синод, на котором были образованы Тверская, Новгородская, Архангельская, и Новосибирская митрополии и еще больше епархий. В итоге их значительно более 30-ти. Получается, что в месяц возникало по 3 новых церковных образования. Большие епархии стали делить на 2, а то и на 3 части. На территории Тверской области, например, появились епархии с центрами во Ржеве и в Бежецке. Это процесс оправданный, закономерный и он должен привести к более плодотворным итогам церковной работы. Какие еще события запомнились за прошедший год? Для меня было очень важным заседание Синода, на котором было принято решение повсеместно открывать храмы, молитвенные дома, комнаты, устанавливать поклонные кресты и вокруг этих мест организовывать церковную жизнь мирянским чином т.е. сами миряне за неимением пока еще возможности священнику быть в этих местах, должны, пользуясь пособиями, например, которые издавал Данилов монастырь, вычитывать то, что можно делать мирянину по уставу, какие-то поучения прочитывать. Тем самым люди, живущие в населенных пунктах, не имеющих постоянно действующих храмов, не будут оторваны от соборной молитвы всего нашего народа. Я как-то пофантазировал: допустим, я благочинный где-нибудь в глубинке России - в Ярославской или Костромской области. Иду на службу в воскресный день, к 8-ти или 9-ти часам утра, под колокольный звон, и мою душу греет сознание того, что в это же самое время во всех населенных пунктах благочиния, где в домике, где в руинированном пока еще храме, где у поклонного креста, призываемые, где в колокол, а где, может быть, в рельсу, идут, тянутся струйки людей, чтобы быть на молитвенном предстоянии Богу в воскресный день. Еще в 90-е годы от меня была докладная записка на эту тему, переданная тогдашнему управляющему делами Московской Патриархии митрополиту Воронежскому Сергию. Было очень приятно, что через несколько лет эта идея нашла отклик. Очень важно отметить, что начала реализовываться программа строительства 200-х храмов в Москве. Были озвучены некоторые данные в этой связи на собрании - о том, что более 20-ти участков уже выделены в Москве для строительства этих храмов. На Дубровке, где произошел известный теракт, там завершено, как я понял, строительство храма в честь свв. Кирилла и Мефодия - первого храма в честь этих угодников Божиих в нашем стольном граде. Наша община причастна к этим планам, например, мы проводим молитвенные стояния в одной из точек в Новопеределкино, где намечено строительство храма. Мы были приглашены руководством народного штаба по поддержке строительства 200-х храмов, т.к. возникли некоторые проблемы с небольшим, но очень активным числом местных жителей, протестующим против строительства там церкви, т.к. на этом участке земли они оставляют свои автомобили. В принципе, эти земельные участки являются бесхозными. И то, что, допустим, там сейчас есть автостоянка или еще как-то используются эти земельные участки – все это не оформлено, поэтому Патриархия имеет полное право на то, что предоставлено ей городскими властями официально.

Ведущий: То есть чей-то материальный интерес затрагивается.

О.Кирилл: Несомненно, что есть такой подтекст.

Еще я бы сказал, что лично для меня прошедший год был важен тем, что я, вместе с членами своей общины, имел возможность неоднократно совершать молебны по старому обряду не только в нескольких храмах столицы, но и на своей малой Родине в Донбассе, на родине отца в Воронежской области, у мощей Святителя Тихона Задонского. Служил также эти молебны в Грузии, на Афоне и на Синайской горе. Хотел бы еще отметить, что прошедший год знаменовался повышенной активностью на Украинском направлении. Пять визитов Святейшего Патриарха было совершено на Украину, в частности, на Буковину. Впервые Патриарх посетил Луганскую епархию. Впервые в эту поездку был приглашен Патриархом и я, принимал участие в совершении литургии на центральной площади г. Луганска. Там будет строиться кафедральный собор. Важной была поездка Патриарха в Сирию. В принципе это традиционные визиты новоизбранного Главы Церкви в братские Поместные Православные Церкви. Святейший Патриарх посетил Сирию в трудную минуту - все мы знаем о событиях, которые там происходят, тем самым поддержав православных этой страны. Мы знаем из Писания, что здесь, в Антиохии, верующие во Христа впервые были названы христианами. Хотелось бы, чтобы такая проблема, как совершение крещения, которое согласно канонам должно совершаться полным погружением, чтобы эта проблема более активно решалась. Многое уже сделано. Отрадно, что в Московском Патриархате мы видим эту тенденцию, в отличие от непризнанного Киевского Патриархата. Помню, в беседе с главой этого образования, услышал такие слова: мы православная церковь с обливательным крещением. Ну, это, конечно, нонсенс. Это очень важный вопрос, эта одно из тех средостений, на которые обращают внимание представители старой веры, старообрядцы. Если коснуться общественного аспекта, то можно вспомнить, например, попытку косовских сербов получить Российское гражданство, впрочем, не теряя своего гражданства. Хочу напомнить, что 15-го февраля отмечается День Сербской государственности. В этот день косовские сербы намерены громко заявить о своих правах, о своих проблемах. О вступлении в ВТО. Достаточно почитать подборку публикаций на Русской Народной линии, о том какие негативные последствия ожидают нас. 4 декабря на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы у нас были выборы. В принципе, я никогда ничего не предписывал своим прихожанам как им поступать в вопросах принятия или непринятия современных документов с глобалистской символикой, номерами, и т.д., так же как и об участии в общественной жизни. В этот день я с несколькими членами общины нашего храма был в одном московском храме, где мы молились о Русских патриотах, которые по обвинению в нарушении 282-й, «русской» статье, находятся в узах. Мы сугубо помолились о них и о тех, кому грозит участь так же попасть в места не столь отдаленные. Я имею в виду сопредседателя Союза Православных братств, главу Союза «Христианское Возрождение» Владимира Николаевича Осипова. Вот еще: так называемая «Арабская весна», прокатившаяся по ряду стран Арабского Востока: Египет, Тунис, Йемен, Ливия. Для проживающих здесь христиан эти события имели негативные последствия. Об этом было сказано и в заявлении владыки Иллариона и самого Святейшего Патриарха. Вот, например, недавно египетские имамы потребовали, чтобы телевидение коптов прекратило свое существование. Дмитрий Рогозин поставлен у нас на ВПК (военно-промышленный комплекс), в то время как Сурков переведен из Администрации Президента в аппарат Правительства вице-премьером по модернизации - интересное примечательное событие. Я тут мельком как-то посмотрел пару раз выступления на этническом празднике, где показаны танцы народов, проживающих на территории России. Удивило, что ведущим был Михаил Ефимович Швыдкой. Знаете, как-то несколько искусственно смотрелось его руководство, его реплики, его представления на этом празднике. Я не удивлюсь, что если в одной из ближайших подобных передач Михаил Ефимович появится в косоворотке, а рядом с ним ведущая, подобная ему…в сарафане. Вот такие метаморфозы можно наблюдать в нашей жизни.

Ведущий: Мы к старообрядчеству переходим, да, батюшка? Вот давайте начнем беседу с вопроса о том, откуда у Вас лично взялся такой столь пристальный интерес к старообрядчеству? И почему Вы так искренне ратуете, если так можно выразиться, за наполнение нашей церковной жизни обрядами, обрядовой стороной старообрядческого периода нашей Церкви?

О. Кирилл: О том, как у меня появился такой интерес, я подробно описываю в 1-ой части своих воспоминаний. Я уроженец Донбасса. В Луганской области единственный старообрядческий храм был в поселке Городище Перевальского района, откуда я родом. Там живут мои родственники, я к ним приезжал. Мой приход в Церковь произошел где-то лет в тринадцать. Параллельно он сопровождался соприкосновением с миром старообрядчества. Во-первых, это книга Катунского из серии «Современные религии». «Старообрядчество» - так она называлась. Помню, учась в средней школе, проштудировал всю эту серию. Когда я впервые стал посещать храм в нашем районном центре в городе Алчевске, сейчас, кстати, правящий архиерей митрополит Иоаникий, носит титул Луганский и Алчевский, меня поразила неотмирность атмосферы в храме. То есть вокруг суета, шум, а там, внутри храма тишина, мерцание лампад, благоухание ладана. Кстати, это был неповторимый запах из моего церковного детства, больше я никогда не встречал его в последующей своей жизни. Какой-то непередаваемый такой запах, запомнившийся на всю жизнь.

Ведущий: А у Вас, батюшка, среди родственников были старообрядцы или это Ваш личный такой порыв?

О. Кирилл: Нет, никого не было. Мой отец родом с Воронежской области, которая стала заселяться в Петровскую эпоху выходцами из разных российских губерний. В одно время у меня было предположение, что предки отца с Орловщины поселились на свободных Воронежских землях, будучи вынужденными это сделать по причине преследований за старую веру. Это предположение подпитывало наименование сел, которые они образовали, например, Ерышевка. «Ершистые люди» - так можно сказать о старообрядцах, такие бывают их в среде. Никаких, однако, памятников материальной культуры в виде литых восьмиконечных крестов, очень старых икон в этой Ерышевке, где наша община дала толчок к возрождению местного Казанского храма, не было обнаружено. Кстати, на Воронежской земле мы дали импульс к возрождению 12 сельских храмов, установили 13 поклонных крестов, открыли два молитвенных дома.

Так что корней старообрядческих у меня, видимо, нет, только чтение книг, встречи, личные наблюдения и впечатления. Вот в прошлом году, исполнилось 460 лет Стоглавому Собору. Он проходил в 1551 году в правление молодого Иоанна Грозного при митрополите Макарии, который был канонизирован нашей Церковью в год 1000-летия Крещения Руси. На этом Соборе была упорядочена церковная жизнь: 100 глав, 100 пунктов решений было принято - отсюда название: «Стоглавый Собор».

Вопрос слушательницы: Находятся ли старообрядцы в лоне Церкви? И как батюшка относится к Патриарху Никону: достоин ли он быть причислен к лику святых?

О. Кирилл: Что касается первого вопроса, то общеизвестна вещь, что в большинстве случаев каждая из конфессий считает себя единственной и исключительной. Мы входим в лоно Православной Церкви, являемся членами одной из 16-ти Поместных Церквей, образующих собой Вселенскую Православную Церковь. Старообрядцы, в свою очередь, считают, что они обладают полнотой церковности. Что касается Патриарха Никона, то, на мой взгляд, мягко говоря, таких оснований нет. Какими бы не были благими его побуждения для проведения реформы, мы ведь судим по результатам, не так ли? А результат печальный: большое количество не самых плохих русских людей не приняли эту реформу и подверглись репрессиям. Рана церковного раскола кровоточит на теле нашей Церкви до настоящего времени. К тому же почитайте текст официального обвинения Никону, подписанный Патриархом Иоакимом. В этом документе перечисляются факты поведения Никона, противоречащие моральным нормам. Вообще, это вопросы глобальные, я бы на более простой уровень предложил бы снизойти, а именно: если в отношениях между нами возникли серьезные средостения, приведшие к разделению, то нужно разбираться, почему это произошло. Надо начать, в конце концов, систематический разговор, хотя бы с истории вопроса – а с чего все начиналось? Как относиться, например, к епископу Коломенскому Павлу, репрессированному за несогласие с реформами? Если Аввакум и иже с ним были сожжены за «великие хулы на царский дом», т.е. за политические преступления, то, может быть, потомкам дома Романовых раскаяться за такую зверскую форму репрессий и тем самым показать пример церковным инстанциям? А потом, если в церковных верхах все колеблются и никак не решаются выразить сожаления, покаяния за гонения, может быть, начать снизу этот процесс – как в частных исповедях, так и в общих – скажем, приходам и монастырям в Прощенное воскресенье? Именно так поступила наша община несколько лет тому назад. Вообще, я всегда был пессимистом в отношении перспектив восстановления единства со старообрядцами. Это, конечно же, не означает, что ничего не нужно делать. Ясно одно, что если бы это каким-то чудом произошло на твердом основании верности церковной правде без всякого давления и хитромудростей, небеса бы ликовали, и это стало бы мощнейшим импульсом к нашему возрождению.

Ведущий: Батюшка, вот Вы так достаточно настойчиво говорите о возрождении двуперстия, вот, в частности, в церковном обиходе, не приведет ли это к каким-то нестроениям, расколу внутри церковной жизни, если это начнется повсеместно внедряться и т.д.?

О. Кирилл: Огромная масса наших прихожан совершенно в этом вопросе не ориентируется, да таких немало и среди духовенства и архиереев. Для них теоретически все равно, как креститься, и, стало быть, копья ломать не стоит. Есть, конечно, такие, которые считают, что двуперстие – это заблуждение, чуть ли не ересь, что реформа Патриарха Никона устранила невежество и привела наш богослужебный уклад в соответствие с изначальными образцами, с тем, как крестились во всем православном мире. Это неверно. Давно этот штамп опровергнут православными же исследователями, такими, например, как профессоры Московской духовной академии Каптерев и Голубинский. Повсеместное и изначальное распространение двуперстия мы видим и в Греции, и в Риме с Венецией, на Афоне, не говоря уже о России. Так, например, на всех иконах, приписываемых кисти евангелиста Луки, персты Младенца Христа сложены двуперстно. Двуперстие мы видим: на бронзовой статуе Христа в храме апп. Петра и Павла в Риме, на мозаиках Равеннской церкви Апполинария Нового (VI век), на мозаичном изображении «Сошествие Святого Духа на апостолов» в одном из куполов Софийского храма в Константинополе (тоже VI век), на Корсунской иконе Божией Матери, написанной всего лишь через пять лет после крещения Руси, на мозаичной иконе в Венеции в храме св. ап. Марка (XI век) и над главным входом в собор в Монреале (XIII век), на Петровской иконе Божией Матери в ризнице Троице-Сергиевой Лавры (XIV век), на изображении преподобного Сергия Радонежского на окладе Евангелия (1392 год).

Стоглавый Собор 1551 года даже оградил клятвой употребление двуперстия в перстосложении. Кстати, текст этой клятвы почти дословно взят из древнегреческого требника.

О двуперстии пишет первый всероссийский Патриарх Иов в послании к грузинскому митрополиту Николе. Когда в 90-е годы я опекал собор Василия Блаженного, то всегда обращал внимание на старинный образ Блаженного Василия в иконостасе с рукой, вознесенной с двуперстием для крестного знамения.

В Малороссии реформа, подобная никоновской, была проведена без каких-либо потрясений при митрополите Петре Могиле (30-40-е годы XVII века).

Однако, еще в 20-х годах XVII века в известных авторитетных книгах, изданных в Киеве, говорилось о двуперстии («Книга о вере», «Большой Катехизис» и др.). Кстати, воссоединение с Малороссией тоже повлияло на проведение никоновской реформы – с целью стандартизации богослужебных обрядов в едином государстве. То есть, просматривается такой имперский подтекст, когда церковная правда приносится в жертву политическим соображениям. Двуперстие мы видим на мощах св. благоверной княгини Анны Кашинской и прп. Ильи Муромца. В то же время в пользу троеперстия мы не встречаем практически ни одного авторитетного свидетельства.

Двуперстие даже чисто визуально, самим своим торжественным видом привлекает сердца. Я уже не говорю о богословском содержании: здесь и Троица изображается, так как дело нашего спасения совершено Богом Единым в Троице славимом. Отец благоволил послать Сына на крестные страдания, Сын искупил нас на кресте, а Дух Святой усвояет нам искупительные плоды Жертвы Христовой. Но распят был Христос, а не Троица. Не логичнее ли поэтому именно два перста, знаменующих Богочеловека, налагать на чело? Обратите внимание на то, что на иконе Божией Матери «Державная» персты Младенца Христа сложены тоже двуперстно. Пора бы прекратить разнобой, когда один и тот же святой разными иконописцами изображается то с двуперстием, то с так называемым имясловием. Вот, только что просмотрел видеофильм о выдающемся подвижнике XX века старце Сампсоне. Была показана икона старца с двуперстием.

Ведущий: Упоминают прп. Серафима Саровского, который говорил о связанности на том свете тех, кто крестится двуперстно.

О. Кирилл: Пару лет тому назад мы совершали паломничество в Дивеево. Помню, благочинная долго не отпускала нас, всё просила петь еще и еще по старым текстам древними распевами.

Есть несколько вариантов объяснения по поводу отношения прп. Серафима к этому вопросу. На мой взгляд, все они имеют право на существование. Это и вариант позднейших вставок в житие в духе официальной линии, так же, как массово замазывали двуперстное благословение на старых фресках и иконах и изображали имясловное (заплаты до сих пор видны).

Не безпочвенны и предположения о криптостарообрядчестве прп. Серафима, т. е. о его тайном сочувствии древнему благочестию, о чем пишет Б. П. Кутузов. В самом деле, как можно было в первой трети XIX века в обычном монастыре так просто носить «старообрядческую» полумантию и древнерусскую лестовку? Не было ли это внешним выражением его внутреннего положительного отношения? Резонно предположить, а не за это ли во многом были гонения на старца? А потом, мог ли прп. Серафим, допустим, говоря о связанности на том свете крестящихся двуперстно, иметь в виду верных чад Церкви, придерживающихся старого обряда в ее лоне уже с 1800 года? И, наконец, опять напомним, что в любом случае соборная позиция выше частного мнения, каким бы авторитетным лицом оно не было бы высказано. Кстати, в нашем храме есть икона прп. Серафима дореволюционного письма с двуперстием.

Когда говорят о смущении в связи с высказываниями людей, которых Церковь канонизировала, то я спрашиваю: «А как же недавно канонизированный митрополит Филарет (Дроздов), который освятил несколько десятков единоверческих церквей, утверждавший, что на тех, кто вошел в лоно Церкви на правах единоверия, клятвы не распространяются? А свщмч. Вениамин, опекавший единоверческие церкви Петроградской митрополии, будучи викарным епископом? А св. Патриарх Тихон, рукоположивший первых четырех епископов для единоверцев? А единоверческий епископ Симон (Шлеев), прославленный и Зарубежной Церковью, и Московским Патриархатом как новомученник? А единоверческий благочинный Московской епархии прот. Константин из Богородска (нынешнего Ногинска) – тоже новомученик?

На мой взгляд, сейчас, прежде всего, необходимо покаяние. Это первое, что нужно сделать безотлагательно, как это сделала Русская Зарубежная Церковь на своем Соборе в 2000-м году. Смотрите, что получается, репрессированы многие ты¬сячи ревнителей древнего благочестия. Есть безспорные документы о причастности духовных лиц официальной Церкви к этим гонениям. До¬вольно свирепые гонения были в годы правления царевны Софьи и Анны Иоанновны, Николая I, я уже не говорю о Петре I. Со времени правления Екатерины II и затем Павла I происходил процесс постепенного пересмотра отношения к древнерусскому богослужебному укладу, как к имеющему серьезные искажения. Синод РПЦ в 1929 году упразднил ужасные клятвы на старые обряды. Собор 1971 года это решение утвердил. И вот теперь старообрядцам говорят - давайте брататься, присоединяй¬тесь, чего вам еще не хватает. Как же так? Пролились потоки крови тех, кто был против сомнительной никоновской реформы, внедрившей латинское влияние в наш церковный организм, «западный струп», по словам еп. Игнатия (Брянчанинова). Противников реформы, отстаивавших родное благочестие, пришедшее к нам из Византии вместе с крещением, называли раскольниками, ерети¬ками, преступниками. Отрубали пальцы за двуперстное крестное зна¬мение, вырывали ноздри, четвертовали и т. п., а теперь говорят - ошибка, мол, вышла, смотрели, де, несколько узко, односторонне, можно и так, и так молиться. Тогда из-за чего сыр-бор, за что столько людей русских погибло? Когда сейчас говорят, не будем, мол, копаться в прошлом, давайте дружить - это мне напоминает ситуацию, когда пос¬сорились два соседа, один другого оскорбил и избил, а потом говорит: забудем, давай дружить. Будет ли такой подход плодотворным? Не нужно ли сначала попросить прощение и примириться? Это было бы очень серьезным шагом вперед, способствовало бы «разрядке напряженности», ослаблению «посттравматического шока» от жестоких гонений, который передается на генном уровне. А далее, безусловно, нужно возвращаться к дониконовскому богослужеб¬ному укладу во всей его полноте. Возьмите, например, Псалтырь. Современные исследователи (Кутузов, Смирнов и др.) сравнивали редакцию старой Псалтыри с новой и почти в 100 процентах случаев они отдают предпочтение старой редакции.

Казалось бы, какая разница - сугубить «аллилуию», т. е. петь ее два раза, или петь три раза. Ну вот, смотрите, что получается. Сугубая «аллилуия» утверждена Стоглавым Собором 1551 года на основании видения прп. Ефросину Псковскому Божией Матери, повелевшей ему так поступать и запретившей петь по-иному. Мало того, что за сугубой «аллилуией» авторитет канонизированного святого, есть еще и соборное утверждение.

А что делают участники Большого Московского Собора 1666-1667 годов, среди которых не было ни одного святого, зато были проходимцы типа Газского митрополита Паисия Лигарида? Они налагают ужасные клятвы на наше древнее благочестие, упраздняют ряд решений Стоглавого Собора, принятых, якобы, по нерассудительности и невежеству. Дошло до того, что прп. Ефросина Псковского деканонизировали в 1683 году, как и св. прп. Анну Кашинскую. Кстати, один из архиереев-новолюбцев разгибал персты мощей святой, сложенные двуперстно, пытал¬ся сложить их троеперстно, но они упорно складывались по-прежнему. Тогда решили упразднить канонизацию святой. И смех и грех!

Вот еще, например, Символ веры. В седьмом его члене, например, там, где говорится о Царстве Христовом. В старой редакции было: «Его же Царствию несть конца», т.е. в настоящем времени, а в новой редакции звучит: «Его же Царствию не будет конца», то есть, так же, как и у католиков – в будущем времени. Это изменение вносит двусмысленность, позволяющую полагать, что вечное Царство Христово с его воплощением, искупительной жертвой на Кресте и Воскресением еще не наступило, но лишь наступит в будущем. Это, кстати, перекликается с иудейским представлением, что мессия еще придет в мир и воцарится в нем. В восьмом члене опустили слово «Истинный» в приложении к Духу Святому. А ведь Сам Христос прилагает это слово к Духу Святому (Ин.14.17). Ведь это слово подчеркивает равночестность Святаго Духа с другими Лицами Святой Троицы. Вообще при сравнении старого и нового текстов возникает ощущение, что книги « исправляли» только ради того, чтобы в них все стало не так, как было раньше. Патриарх Никон так и говорит Арсению Греку (правщику книг), воспитаннику иезуитской коллегии в Риме, чтобы тот правил книги «как-нибудь, лишь бы не по-старому», чем тот и занимался.

Или вот такая деталь, как печать на просфоре. До реформы печать несла в себе всю информацию о Спасителе: о том, что Он Царь Славы, Сын Божий, Спаситель рода человеческого, Помазанник Божий. Что Он был распят, воскрес, победил смертию смерть. После реформы печать стала другой, ничего не говорящей о Христе распятом и воскресшем. Факт ухудшения налицо.

Вопрос слушательницы: Выступая на радио «Радонеж», в беседе с Н. Карташевой Вы говорили о прп. Серафиме Саровском: «Если он нас не чтил, то и мы его не чтим». В этом ответе, конечно, есть гордыня.

О. Кирилл: Я хочу напомнить, что наш приход церкви свт. Николы на Берсеневке является старообрядным приходом Московского Патриархата. Мы имеем официальное благословение Патриарха на практикование старого обряда в Богослужении нашего храма. Что касается Вашего утверждения, что мною якобы так было сказано о прп. Серафиме, то могу определенно сказать, что таких слов я не говорил. В нашем храме, как я уже говорил ранее, имеется икона прп. Серафима с двуперстием, кстати, дореволюционного письма. Мы вполне почтительно относимся к этому угоднику Божию.

Ведущий: А в процентном соотношении сейчас старообрядцы какое место занимают в России? Сколько вообще их?

О. Кирилл: Как известно, примерно одна треть жителей Московского государства не приняла церковных реформ в 17-м веке. Предреволюционная официальная статистика такова: в Российской империи жило по миллиону с лишним старообрядцев-поповцев и безпоповцев. На самом деле – умножай на порядок больше. Сейчас фигурирует цифра в один миллион старообрядцев, живущих на территории России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Румынии, США, Австралии, в странах Латинской Америки и т.д.

Ведущий: Спаси Господи. Мы вернемся к теме старообрядчества, наверное, уже после Рождества. Если Бог даст, мы встретимся в этой студии и сделаем еще одну передачу. Еще раз всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с праздником Рождества Христова и желаем всем самого наилучшего.

Игумен Кирилл (Сахаров). 03.01.12 г.

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
КонтактыНа главную На главную