Возвращение к истокам
  • «Главное – Господу угодить и людям не досадить» (беседа с безпоповским наставником)

  • Наставник Московской Поморской общины на Преображенке Нечаев Василий Федотович перед экскурсией для нашей общины, намеченной на воскресение 24 июля, пригласил меня для беседы. Впервые переступил порог здания, в котором располагается Российский Совет Древлеправославной Поморской Церкви (учрежден в 1989 году). Пока Василий Федотович завершал в храме требы, полистал Церковный календарь поморцев за нынешний год. Выписал заключение из статьи главного редактора календаря Кирилла Кожурина, посвященной юбилею Большого Московского Собора 1666-67 гг.: «Вопреки соборным постановлениям о снятии клятв в литературе, выпускаемой сегодня, по благословению иерархов РПц, содержится немало искажений исторических фактов, старые обряды и старообрядцы подвергаются хулению и насмешкам; в учебниках Закона Божия и молитвословах указывается только троеперстный вид крестного знамения, т.н. «старообрядные (единоверческие) приходы внутри РПц продолжают оставаться своего рода резервацией для любителей церковной старины. Ни одного слова покаяния за гонения произнесено не было». «Мне сейчас 75 лет. Мы знакомы с тобой лет 30, ты не раз бывал у нас» - начинает разговор наставник. Рассказал о встрече в поезде со священником «т.н. Православной церкви». Он подумал сначала, что тот старообрядец. «Мы ушли от Кирилла, молимся отдельно» - заявил новый знакомец наставника. «Патриарх Алексий ведь более был расположен к нам» - сказал он. «Мы хотели, было, встретиться с Патриархом Кириллом, но потом передумали из-за его лобзаний с католиками» - продолжил Василий Федотович. Я усомнился в правильности такой линии: «Наоборот, нужно встречаться, надо чтобы новообрядцы постоянно соприкасались с представителями древлеправославия - это будет позитивно на них воздействовать. А что касается Патриархов, я слышал, что Алексий II так рассуждал: «В лоне нашей Церкви есть те, кто стремится к корням, к древности – надо предоставить им нишу, чтобы они никуда не уходили. Патриарх Кирилл более масштабно, стратегически мыслит. При нем был учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. Будучи у нас в храме в Великую субботу несколько лет назад, он так сказал: «Если кому на пути ко Христу ближе старый обряд – Бог благословит». Василий Федотович: «В советское время при коммунистах были ограничения, блокировали, например, проход молодежи на Пасхальный крестный ход (поморская община занимает только половину Никольского храма бывшего единоверческого монастыря; крестный ход поморцы проходят, только захватывая свою половину). Перелом произошел в год Тысячелетия Крещения Руси. Народ пробудился, стал больше знать. С юбилея Крещения пошел рост, хотя еще властвовали коммунисты. Теперь – свобода, можно смело говорить, никто пока не мешает, есть все возможности. Надо действовать, способствовать распространению веры. Люди тянутся к лучшему, но пока находятся в «раскачке». Многие не идут к нам, потому что тяжело – долгие строгие службы. Из РПц к нам перешел один священник, еще двое ушли к часовенным». О крещении: «Главное – это правильное крещение. За это Господь всех спросит. Мы признаем крещение у федосеевцев и филипповцев, а остальные в другом разряде, не попали в этот круг. Причастие мы не отвергаем. Мы лишились его не по своей вине. Наши предки искали священства, но нигде не нашли священства, придерживающегося благочестия. Все стало на католический лад. Для спасения, нужды ради, достаточно крещения и исповеди. Было пролито много крови (в материале, который дал наставник, упоминалась цифра в несколько миллионов человек). Может ли быть истинное крещение и благочестие у тех, которые пролили столько крови?!» И потом: «Приходите, мы вас любезно примем через крещение». Запомнилось это слово: «любезно». «Наши предки боролись за чистоту веры. После никоновской реформы они искали истинное священство, причастие. Но не нашли. Считаем, что если так случилось по великой нужде, то можно спастись и без причастия». «Надо дух христианства в чистоте сохранить. Главное, чтобы народ российский (так было сказано – иг. К.) не погиб. Надо сохранять и укреплять Отечество. Должно быть единство русского народа, но ваша церковь идет не туда. Прохлада между нами. Разбрелись мы по разным дорожкам. Время покажет, кто был прав. Мы молимся за иноверных, чтобы Господь их вразумил – об этом говорится в Толковом Евангелии на Благовещение». Поразило, что за 43 года (столько же лет назад я впервые побывал на Преображенке) своего пребывания в общине Василий Федотович ни разу не зашел к соседям – в ту половину храма, где располагается община РПЦ («только у порога стоял, когда нужно было что-то передать»). На мое приглашение посетить нас ответил уклончиво: «Вот когда будут у вас сдвиги (по-видимому, в сторону безпоповства – иг. К.)». О взаимоотношениях с соседями: «Леонид Матвеевич (о. Леонид, настоятель – иг. К.) -обходительный человек. Отец Борис любезно с нами общается. Давали читать соседям дораскольный Катехизис, «Поморские ответы» - прочитали и молча вернули». Рассказал об их усилиях по подъему древлеправославия в Ярославле, Вологде, Владимире. Во Владимирской области обнаружил своих единоверцев только в деревне Соколово под Владимиром. На мое замечание, что по своему статусу он мог быть уже митрофорным протоиереем или даже епископом, улыбнувшись, сказал: «Главное – Господу угодить и людям не досадить». На прощание передал мне материал под названием «О священстве и о причастии последнего времени». Вот некоторые выписки из этого материала: «…говорил пророк Даниил, что «... в последнее время будет мерзость и запустение стоящу - на месте святе». «…священномученик Ипполит папа Римский, живший в третьем веке говорил, что Честное тело и кровь Христова «... не имать явитися и не будет Богоугодной службы. Пастыри - как волки будут...»» «…преподобный отец Ефрем Сирин, который жил в IV веке, говорил, что в последнее время истинная жертва истребится, а «кумир» поставится, и далее: - «Не будет священныя службы в алтарях, ни приношения». При императоре Николае I в 1854 году на мужской половине у федосеевцев отняли Никольский храм. Он, как впоследствии (в 1866 г.) и вся территория мужской половины, был отдан единоверцам, которые основали здесь монастырь – «для борьбы с расколом». В 70-х годах 19-го века на деньги купца Хлудова была построена колокольня. В монастыре была большая библиотека, в которой было много древних рукописей. Монастырь существовал до 1922 года. Храм власти передали обновленцам – они больше устраивали своей лояльностью, чем «контрреволюционные» единоверцы. Монастырские корпуса были опечатаны. Между единоверческой и обновленческой половинами храма была сооружена стена. Когда у поморцев был закрыт их основной храм в Токмаковом переулке, им было предложено занять половину Никольского храма на Преображенке. Они выбрали восточную часть - там, где располагается алтарь. Статистика такова: на сегодня имеется 50 общин поморцев, если считать группы, то около двухсот. 67 общин имеется в Прибалтике, 3 в Польше. На Украине и Белоруссии по 30, в Казахстане -1-2. Дважды в году в Российском Совете ДПЦ проходят совещания по разным вопросам. Прошло несколько Соборов. В Петербурге имеются трехнедельные курсы, а в Риге - Духовное училище (трехлетнее обучение). Пение у поморцев преимущественно наречное, хотя в некоторых местах поют наонно. Наставниками являются только мужчины, только в случае крайней нужды бывают и женщины. Исповедь для всех только в Великий пост – начинается она в 8 утра и где-то к 15 часам заканчивается. Исповедь в другое время - по желанию прихожан. Ее проводят и в алтаре, здесь же проходят и крещения (туда зайти не разрешили, в юности я там бывал и даже трезвонил в колокола во внебогослужебное время). На утренних службах бывает человек 50, вечером поменьше. В общине 4 наставника. Старший - Лепешин Евфимий Севастьянович. По возрасту он уже не может регулярно проводить службы. В память о всех исповедниках древлеправославия во дворе моленной воздвигнут поклонный крест. По пути на службу напротив своего храма вижу горку земли – рабочие приготовили для зеленых насаждений. Механически захожу в храм не перекрестившись. И тут же моментально всплывает картина, когда Василий Федотович, идя к моленной, засмотрелся в нашу сторону. Поднимается на ступени храма, заносит руку для крестного знамения, потом, сокрушенно покачав головой, дает задний ход. Спускается по ступеням – все как в обратном движении видеоленты. Спустившись, уже как положено истово крестится. Эта мини-сцена говорит об очень многом – трепетном и благоговейном отношении к святыне, сознании своей ответственности. Люди, подобные этому наставнику, воздействуют на других не «плетением словес», за которыми порой ничего не стоит. Своим молчаливым примером они научают благочестию.



  • Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

 

 

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
КонтактыНа главную На главную