Тема семинара и очень острая и очень актуальная. Были случаи, когда прожив 15-20 лет, матушка оставляет батюшку. Важно было разобраться с тем, что приводит к таким трагедиям. Освежить в своей памяти святоотеческие высказывания о браке и семейной жизни, канонические нормы.
В двенадцати докладах, прозвучавших на семинаре, поставленная тема была рассмотрена во всех своих аспектах.
Недопустим взгляд на брак, как на терпимое зло. Канонические нормы строго осуждают тех, кто удаляется от брака по причине глумления, порицают его и превозносятся над ним. Те, кто не хочет причащаться у женатого священника, отлучаются от Церкви. Также отлучаются те, кто изгоняют жен под видом благочестия.
Согласно каноническим нормам, двоеженец или сожительствующий не может быть священником. Также и у кого было падение до или после принятия сана. Священнослужитель, согласно правилу Трульского Собора, не может вступать во второй брак. Если после хиротонии выяснилось, что были нарушения по линии брака священнослужителя, то он должен быть запрещен в служении. Если рукоположение было без должного рассмотрения, и впоследствии выявились препятствия к принятию священного сана, то, согласно канонам, служить далее было нельзя. Кандидат на рукоположение должен сделать верующими всех своих родственников.
Высокие требования предъявляются и к матушкам – они не могут быть из числа вдов или, скажем, актрис. После смерти супруга матушка не может вступить во второй брак – хотя об этом ничего не говорится в канонических правилах, но такова благочестивая традиция. Интересным был доклад под названием «Матушка глазами батюшки».
Дети священнослужителей не должны ходить на развлекательные мероприятия. Они не должны вступать в брак с иноверными. С горечью констатировали некоторые выступавшие о том, что не так много детей священников поступают в Духовные школы. Снижается количество крещений и венчаний, в то время как количество отпеваний возрастает. Огромная занятость священников на приходе порой вызывает осложнения в семейной жизни: прекращается совместная домашняя молитва, очень мало времени остается на общение в кругу семьи, возникают обиды и раздражение.
Поступало множество предложений, к примеру, построить коттеджный поселок для многодетных семей духовенства. Интересными были воспоминания владыки Арсения о своем детстве и юности и о разных случаях в его архипастырской практике.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России