Новости

Поминайте наставников ваших! Прошел очередной вечер памяти митрополита Лавра

Седьмой ежегодный благотворительный вечер памяти Митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) прошел 22 апреля 2014 года, на Светлой пасхальной седмице, в галерее «Бронзовое чудо». Вечер был организован Фондом имени Высокопреосвященнейшего Лавра при содействии Общественного московского телевидения (ОМТ), Международного  журнала Русского Зарубежья «Б. В.» и др.
Фонд был создан по благословению Митрополита  Илариона, Первоиерарха РПЦЗ в 2008 году. Одной из важнейших задач Фонда является проведение ежегодных вечеров памяти вл. Лавра, презентации фильмов на духовную тематику, концерты, литературные чтения. В общественный совет Фонда вошли представители МП, РПЦЗ, священники, известные православные общественные деятели, деятели культуры.
Вел вечер Сопредседатель Фонда им. Митрополита Лавра, Генеральный директор Общественного московского телевидения, главный редактор и издатель Международного журнала Русского Зарубежья «Б. В.» С.Л.Кузнецов.

Православный психолог Т.В.Филипьева (мать инока Всеволода Филипьева) зачитала приветствие митрополита Илариона, Первоиерарха РПЦЗ, который отметил, что митрополит Лавр всей своей жизнью явил нашему современному миру образ кроткого и мудрого, доброго и справедливого, доступного и благородного архиерея Божия, в духе апостолов, в духе первых учеников Господа, которые всю жизнь без остатка посвящали служению Господу и Святой Православной Церкви. «Отрадно знать, что интерес к личности мудрого архиерея Божиего, к праведным делам его и после его кончины не угасает в России, которую он очень любил и многократно посещал».

Татьяна Васильевна напомнила основные вехи биографии владыки: Митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в Словакии,  по национальности - карпаторосс. В 1946 году прибыл в Джорданвилль (США). В 1947 году пострижение в рясофор; в мантию; рукоположение в иеродиакона, затем в иеромонаха; с 1954 года преподавал в  Свято-Троицкой семинарии; в 1959 году возведен в сан игумена, в 1966 - в сан архимандрита. 1967 год - епископ Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии. 1976 год - настоятель Свято-Троицкого монастыря и управляющий Троицко-Сиракузской епархией. В октябре того же года - правящий архиерей и ректор Свято-Троицкой семинарии. Главный редактор журналов «Православная Русь», «Православная жизнь» и «Православный путь». В 1981 году возведен в сан архиепископа.  Архиерейским Собором РПЦЗ 11/24 октября 2001 года избран Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским. 16 марта 2008 года почил о Господе, в Неделю первую Великого поста, в день праздника Торжества Православия.

Сергей Леонидович Кузнецов представил вниманию участников вечера краткий доклад на тему: «События на Украине, роль Православия в объединении соотечественников ближнего и дальнего зарубежья». В частности, было сказано, что подвиг и жизнь вл. Лавра достойны самых лучших воспоминаний. «Великая радость, что с нами есть владыка Лавр, он никуда не ушел и постоянно находится с нами, и мы все свои стремления и мысли сверяем по его деятельности, заслугам, его доброте и кротости. Его заслуга в объединении великая; объединение Церквей уже есть, оно никуда не уйдет».
Сергей Леонидович также заметил, что обстановка в обществе стремительно меняется и тот момент объединения двух Церквей был удачно реализован. «Сейчас мы живем в напряженное страшное время, сейчас это объединение было бы просто невозможным. От официальной Европы и Америки в адрес России идет клевета и наши братья и сестры в разных странах не так видят происходящее, как есть на самом деле. Не говоря о том, что происходит на Западной Украине — там не только идет клевета, но и посягают на жизнь и священников, и мирян, и православных людей. Наша вера учит нас быть терпимыми, но терпению наступает предел. Митрополит Лавр был очень кроток – это пример для нас. Но, чтобы наше Православие не раздавили, не раздавили нашу страну Россию, нам нужно быть готовыми к испытаниям. Великая радость, что Крым перешел к нам, но сейчас наши братья и сестры на Востоке Украины в тяжелой ситуации. Ситуация непростая, но многое зависит от нас, от славян, православных людей. В самые страшные моменты истории, когда мы все вместе вставали, как это было и в 1812, и в 1941-м - мы побеждали. Надо четко понимать, что сейчас Европа во главе с Меркель является оплотом неофашизма, навязывая это и на территории бывшего Союза. Обама тоже является фашистом и Америка под его пятой. Простые американцы и европейцы многие не понимают, но и многие не одобряют, что происходит. К нам приходят письма из Финляндии, Польши, Германии от наших соотечественников в т.ч. и представителей дворянства. Люди возмущены поведением европейских лидеров и американского президента. У нас должна быть очень четкая политика в этом вопросе». Сергей Леонидович очень жестко охарактеризовал действия т.н. пятой колонны: «Этим людям, таким как Макаревич, Венедиктов «Эхо Москвы», которые в течение 20 лет издевались над русскими православными людьми и до сих пор продолжают - им мы должны дать очень жесткий отпор. Да, Православие проходит под знаком всепрощения.  Да, было время, когда можно было себе позволить игру в бирюльки, слушая их мнение. Мы знаем, что в России есть много проблем, и мы сами открыто говорим об этом (бандитизм, наркомания, коррумпированные чиновники). Но на пороге холодной, и, не дай Бог, Третьей мировой войн, эти люди провоцируют и встают на сторону фашистов. Нам, русским, православным, надо дать этим людям очень четкий определенный ответ, что мы не позволим уничтожать нашу страну изнутри. Мы будем прибегать ко всем законным средствам для того чтобы остановить фашизм».

Дальше слово было предоставлено игумену Кириллу (Сахарову), настоятелю церкви свт. Николы на Берсеневке. Несмотря на то, что сам он родом с Луганщины, которая сейчас является одним из эпицентров трагических событий на Украине, сын шахтера, и все, что там происходит, конечно же, это его боль – о. Кирилл в своем слове акцентировал наше внимание на Западе Украины, вернее, на Западе Руси – Подкарпатской Руси. «Митрополит Лавр - представитель карпаторосской русинской национальности. Кто такие русины, много ли мы о них знаем. Это осколок Киевской Руси, который принял Крещение на полтора столетия раньше, чем крестился Киев. В этом году мы отмечаем 1150-летие крещения Подкарпатской Руси. Пять веков русины, руськие как они себя называют, находились под гнетом других государств: Венгрии, Австро-Венгрии, Чехословакии. В 1914-м году, отступая, австровенгерские войска мстили русинам за симпатию к России. Талергоф, первый концлагерь, появился отнюдь не в Советской России и не в фашистской Германии, а именно здесь. Мазепенцы, которые называли себя украинцами, были тут надзирателями, палачами тех, кто не отказывался от русского имени, не оторвался от Русского мира. 60 тысяч жили там, в тяжелейших условиях, умирали от голода, жажды. В этом году 100-летие Талергофа, Мармарош-Сигетского процесса над русофилами. У нас на территории храма стоит поклонный крест, русинский, в память об этих жертвах.
Русины сохранили свою русскость, несмотря на то, что те народы, которые доминировали, старались их ассимилировать. Особенно мощной была украинизация. Вспомнил факт, что около 600 русинских школ было закрыто после 1945 года, 800 учителей с Галиции было прислано в послевоенный период, чтобы проводить украинизацию. Язык русинский — это архаика летописей «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», церковнославянский язык наиболее близкий аналог к русинскому языку, а отнюдь не украинский. Властями было проигнорировано прошение русин (на нем есть подпись о. Алексея Кабалюка, св. Алексея Карпаторусского) о том, чтобы их приняли в состав Союза в качестве самостоятельной административной единицы не в составе Украины, а в составе России. В 1991-м году на референдуме жители Закарпатья одновременно ставили вопрос об автономии и 78 % населения проголосовали за автономию. Но это было проигнорировано Киевом, кроме того Кучма тогда обращался к президенту России с настоятельной просьбой, чтобы во время переписи русины не фигурировали в качестве отдельной национальности. На Украине русин считают недоукраинцами, и как отдельную национальность не признают, хотя ООН рекомендовала им это сделать и в других странах: Чехии, Словакии, Венгрии русины признаны отдельной нацией. Всматриваюсь в портрет владыки: кротость, благородство. Он как олицетворение лучших качеств русинского народа. Как писали наши владыки довоенного времени на Западе: прекрасные монахи из этих людей (русин). Они молчаливы, они тверды, они ревностны в своей вере».
О. Кирилл призвал к тому, чтобы мы помнили, что за Карпатами живут наши братья, наши союзники. Не так много тех, кто нас поддерживает и русины – одни из них. Здесь нет раскольнических приходов т.н. Киевского патриархата, здесь  600 с лишним приходов Московского Патриархата, около 50 монастырей - это такая монашеская епархия. Невольно возникает вопрос, если униаты, которые в меньшинстве есть в Закарпатье, напрямую подчиняются Ватикану, то почему не может Закарпатье в этом контексте тотальной украинизации и уничтожения всего русского, почему они не могут думать, чаять о том, чтобы войти в подчинение Московского Патриархата?
О. Кирилл закончил такими словами: «Вечная память владыке, его облик, его имя, память о нем дает импульс к тому, чтобы нам, живущим в Третьем Риме — Москве, обратить внимание на братьев, живущих за Карпатами и быть с ними в союзе, дружбе и тесном общении».

Прекрасной иллюстрацией к тому, что уже сказано, будут слова самого владыки, сказанные 28 октября 2001 г. в день настолования в конце Божественной литургии: «Да сохранит и укрепит нас Господь в единомыслии, единодушии и соборности. Ибо необходимо русским православным людям и вообще православным людям быть едиными духом и делом».

Много хороших, благодарных слов и воспоминаний было услышано на этом вечере.
Татьяна Васильевна привела слова священника Николая Артемова, который очень хорошо знал митрополита: «Богослужение и молитва… Здесь приходилось встречать удивительную неутомимость. Наверное, просто потому, что это было средоточием его жизни. Владыка обогащался Богом в церковном общении и поэтому смог – ему даровано было – совершить то, что сняло преграды и установило общение. И Бог обогатил Свою Церковь этим человеком, столь открытым к нам и одновременно столь таинственным в послушании своем, проведя его перед нашими глазами своим путем к его конечной, высшей цели. Возблагодарим же Бога за дарованный нам образ кроткого пастыря».

Монах Салафиил (Филипьев) с Афона прислал такое письмо:
«Молитвенно разделяю вашу любовь к нашему приснопоминаемому авве. Он был не просто миссионер и церковный деятель, но прежде всего — монах, с юных лет ставший на иноческий путь. За послушание Собору он принял на себя сан Первоиерарха РПЦЗ.
Очевидцы рассказывают, как он со слезами говорил, что в монашеской молитве хотел провести остаток жизни, но Господь судил ему увенчать свою жизнь первосвятительскими трудами. Митрополит Лавр глубоко почитал подвижников благочестия и всегда интересовался жизнью монастырей и местами монашеского подвига и аскезы. Он старался как можно больше посещать монастырей. Был в Почаевском, Валаамском, Соловецком монастырях. Горячо желал побывать на Новом Афоне в Абхазии, но не смог при жизни этого сделать. Но он неоднократно посещал удел Пресвятой Богородицы, Святую гору Афон, поддерживал связь со многими подвижниками молитвы, например, с Никодимом Карульским, русским старцем. Когда он посетил афонского старца Порфирия незадолго до его кончины, тот воздел руки и произнес: «Великий архипастырь». Наставлял стремиться, прежде всего, к смирению, покаянию и молитве. Будем стараться следовать его заветам».
Монах Салафиил (инок Всеволод) будучи еще иноком, собирал много материалов о владыке. Вот один из них: « В Джорданвилле состоялся постриг 4 отцов. Постриг совершил настоятель обители митрополит Лавр. Новопостриженный монах Феофан, приехавший в свое время из Дании, был несколько удивлен, почему владыка нарек ему именно это имя недавно прославленного в России, а теперь и РПЦЗ русского святителя Феофана Затворника, ведь можно было дать имя кого-либо из православных святых Запада, более подходящее монаху-датчанину. Однако когда он открыл житие своего небесного покровителя, все понял: день празднования и рождения этого святого является и днем рождения самого монаха Феофана, но самое интересное заключается в том, что владыка Лавр об этом «совпадении» ничего не знал. Молитва дает то, что не могут дать нам наши умозаключения».

Татьяна Васильевна Филипьева прочитала письмо-поздравление от своей семьи митрополиту Лавру на 80-летие 1 января 2008 года: «Ваша сердечная простота, открытость, искренность и долготерпение являются примером поведения всем нам. Мы искренне любим Вас и искренне молим Бога о Вашем здравии и благополучии. Желаем вам не просто долголетия, но вечности…
…Спаси Вас Бог, мы возле Вас
в любви и человечности.
Другие долгих лет желают Вам,
А мы желаем вечности»
Татьяна Васильевна призналась: «О какой вечности я тогда писала этот стишок — не знаю». 16 марта владыки не стало…

Евгений Фокин, талантливый автор-исполнитель, неоднократно побывал на Афоне. Он прочувствовал красоту Святой Горы сердцем и заметил, что стихи, написанные на Афоне, особенные; Афон, по его словам, – это духовное пространство, где взрослые мужчины становятся детьми. Евгений исполнил несколько песен на слова инока Всеволода: «Таинственный Афон — гора святая», «Первый месяц вечности», «Я плачу ангел мой»,
«Царство бабочек». И, конечно же, две песни о владыке, написанная на слова инока Всеволода и Людмилы Тобольской. Запомнились такие слова из этих произведений:


«Жизнь прожить, как спеть молитву,
воздух пить, как в небе птицы,
всех простить, закончив битву,
белой точкой с небом слиться
ты сумел»;
«Ты нечеловеческие силы
пред Небесным вымолишь Царем
привести Россию и Россию
к общей чаше перед алтарем.
Труд какой! А тернии какие!…
Ты прошел всё это до конца…
Новая и старая Россия
молит о душе твоей Творца».

Евгений Фокин рассказал, как в октябре, в предверии Майдана, он был на Афоне в монастыре Дохиар. Там была группа из 15 человек, несколько озабоченных, как ему показалось. Это были депутаты Рады, они приехали в этот монастырь к геронде Григорию, старцу, к которому со всего мира приезжают за советом, за благословением. И вот эта группа приезжала благословляться у старца на Майдан, на отход от России. Старец ответил им, что «вы должны быть вместе с Россией, т.к. вы - один народ». Это их очень озадачило, они начали говорить, что Россия давит, что-то там с газом, еще что-то. Старец сказал, если не хотите с Россией, то тогда будьте хотя бы сами по себе, но ни в коем случае не идите в Евросоюз. Зная печальный опыт Греции, он категорически им запретил.

В заключении своего выступления Евгений исполнил свою песню, очень духоподъемную, в честь великомученика Георгия, непобедимого воина, очень кстати прозвучавшую в преддверии праздника Победы.

Художница Аида Лисенкова, написавшая портрет митрополита Лавра, сказала, что миссия, которую выполнил владыка, будет оценена только спустя века, приведя аналогию с Собором, на котором свт. Никола-чудотворец и свт. Спиридон Тримифунтский решили вопрос о Троице. Примерно такого же уровня, по ее словам, был совершен подвиг воссоединения двух Церквей Алексием II и владыкой Лавром. Портрет выполнен на фоне изображения моста от храма Христа Спасителя через Москва-реку, пришедшего в Джорданвилль. Кузнецов С.Л. вручил благодарственное письмо художнице.

Неизменный участник вечеров памяти владыки Лавра Александр Афанасьев (недавно им была выпущена книга «Смысл и предназначение России», в которой затронуты очень острые темы и очень четко и честно раскрыты) был рад духовному общению с единомышленниками, пришедшими в галерею «Бронзовое чудо», он отметил особенную теплоту обстановки и духовное участие и присутствие владыки. «С помощью всех русских святых мы выстоим, мы выдюжим. – сказал Александр по поводу событий на Украине и в мире. - От нас ждут помощи, а нам помощь брать неоткуда, мы должны ее брать изнутри самих себя, от Бога через наши души. Папа Римский Франциск призвал выпустить Христа за порог Церкви. Я проанализировал геополитический прогноз, и понял, что Христу, если Он выйдет за порог Церкви, кроме России и идти то больше некуда. Он был среди нас, Он есть среди нас и Он будет пребывать с нами, пока жива и здорова наша Матушка-Россия». Эти слова вызвали гром аплодисментов.

Ведущий программы «Благовещение», поэт-литературовед Евгений Данилов, назвал галерею духовным центром, подчеркнул ее духовную атмосферу, по его словам, несравнимую ни с какими-либо другими местами Москвы. Евгений сказал, что владыка обращал особое внимание на две вещи: на необходимость создания православных консервативных патриотических СМИ, электронных СМИ и развитие духовного искусства.
В России 95 % СМИ принадлежат представителям либеральной общественности, либеральной тусовке, олигархам. Это ненормально. Православные СМИ, консервативные СМИ имеют очень маленький охват, хотя в нашей стране к православным себя причисляют довольно много граждан. Евгений отметил важность поддержки развития духовного искусства: духовная живопись, духовная поэзия, духовная песня, народная песня — это все поддерживает душу человеческую, не дает нам опуститься вниз, обращает нас к Богу. «На центральных каналах совсем другие выступают артисты, совсем другие звучат песни, а о народных духовных исполнителях вспоминают только после их смерти (Зыкина, Толкунова), устраивая при этом какие-то ток-шоу, вместо того, чтобы посвятить передачу их творчеству, -  это была бы более достойная дань их памяти». Евгений прочитал свое стихотворение «Планета Марс», очень актуальное сейчас («услышал по радио информацию, что в этом году Марс подошел к Земле на самое близкое за все время расстояние – и тут же родилось стихотворение):


«…Близко Марс подошел к Земле
в предвкушеньи больших событий,
вероятно дело к войне,
вновь в клубок соединились нити…»
И другое стихотворение - «Живите с Богом», со словами не менее актуальными и важными во все времена:
«Ищите люди, ищите Бога,
Когда Он рядом - легка дорога.
Не обольщайтесь ни злом, ни ложью.
Ищите в мире лишь правду Божию.
Ему внимайте в молчанье строгом -
Идите с миром ищите Бога».

Певица Алевтина Попова, не только исполнитель, но и автор, композитор, посетовала, что многие произведения талантливых авторов умирают в столах, в то время как закупаются и перекупаются западные мюзиклы, реалити, проекты, ориентируя молодежь на западные ценности. Никто не запрещает восторгаться западным искусством, там есть великие произведения, но нужно и про свое не забывать. Певица исполнила отрывок композиции на стихи русского поэта, русского патриота Велимира Хлебникова и выразила надежду, что на нынешней патриотической волне произойдут изменения и на центральных телеканалах появится не только заполонившая эфир «золотая сотня», но и другие талантливые авторы и исполнители.

Певец Дмитрий Дунаев, накануне праздника Благовещения побывавший на Северном полюсе в составе десанта из Героев СССР, Героев Российской Федерации, Правительства России и Патриархии (участвовал Чаплин), где под его песню "Россия - вечная держава" были установлены православный крест и 14 флагов, главный из которых флаг России, также исполнил и для участников нашего вечера эту патриотическую песню:


«Россия - наша вечная держава
Россия - наша гордость и краса!
Раскинулась спокойно, величаво.
Хранят ее от веку небеса…»

С воодушевлением и искренностью Дмитрий сказал, что очень любит Украину, любит Западную Украину: «Я на протяжении многих лет каждый год туда выезжал, мне удалось всю ее объехать. Я русский, и очень люблю Украину, там очень много талантливых людей».
Дмитрий исполнил песню - гимн дружбы между нашими народами:


«Славянское братство - великая сила
Веками сложилось оно
Сыны Украины с сынами России
Шагают бок о бок давно.
Брат-россиянин, дай на счастье руку,
пусть светлой будет жизнь для нас с тобой!
Брат-украинец, не для нас разлука –
Нам вместе быть предписано судьбой!
Чтоб друга понять нам не надо усилий
Вражды меж славянами нет
Духовный союз Украины с Россией –
Он вечен как солнечный свет».

В заключение он призвал:


«Старайтесь быть добрее и сердечнее
Благим делам не надо счет вести.
Давайте все мы будем человечнее.
Лишь доброта сумеет мир спасти!»

 

Очень органично после выступления Дмитрия Дунаева прозвучало выступление уроженки Львова, известной духовной писательницы, журналистки, руководителя Западно-Русского отделения СПБ Марии Титенич: «Львов и Галичина - как старинная икона, очень ценная и очень дорогая. Но этот дорогой старинный слой  сверху замазали очень умело, нашлись такие богомазы, которые веками старались очень усердно для того, чтобы этот драгоценный слой первозданный, Богом данный этому краю, закрыть, приглушить. Безобразие, что происходит сегодня. Роман Галицкий - это князь, который первый имел титул вседержителя всея Руси. Роман Галицкий сохранил русский дух после того, как в 1202 году Русь была захвачена половцами. Эта земля была совершенно другой, и жили там люди совершенно другого духа. Это была Червонная Галицкая Русь». Мария провела параллель со словом Патриарха, в котором он говорил о лжи, о том, иудеи, конечно же, знали, кто такой Христос, они, конечно же, понимали миссию Христа с сегодняшними историками и политиками в Галичине, на Украине, в мире: «Они что не знают истории? Они что не понимают, что происходит? И во всем мире не понимают? Все всё понимают. Но откуда-то прорастают эти корни извращения духа — это самое страшное, чего надо бояться всем нам. Но Христос воскрес. И имеющий уши да слышит, а имеющий око да видит. Будем надеяться, что прозрение сойдет на этих людей. Много людей, молитвенников, которые положили жизни за эту Землю, Русскую Землю. Во Львове, кстати, находится памятник Талергофу на Лычаковском кладбище. Этот памятник героям-русинам, которые отдавали свои жизни за то только, чтобы называться русскими и православными и их десятками тысяч уничтожали австрияки. Та же ситуация, что сейчас происходит на Украине: русины, которых австрийцы в Первую мировую призывали в свою армию, т.к. русины входили тогда в австро-венгерское государство, - они не могли стрелять в русских солдат и они переходили на сторону русских добровольно, десятками тысяч переходили. История повторяется, но уже на более обширных территориях и так больно, что нас история ничему не учит. Мы помним вещи несущественные, не главные, а глубинные, центральные, на которые надо ориентироваться - они где-то под спудом. И нам надо потрудиться, чтобы это не было забыто. И чтобы наш русский народ, а галичане это есть Русь, конечно, - весь русский народ воспрянул. Россия сейчас пробудилась, крымчане…будем надеяться, что и все остальные проснутся. В каждом русском, славянине на генетическом уровне это заложено, нужно переболеть этой духовной болезнью – украинством».

 Среди выступавших также были автор и исполнитель многих песен Георгий Мантуров, и певица и композитор, Лауреат патриотического фестиваля "Живите дружно Россияне!" Светлана Русская. Светлана часто дает благотворительные концерты.

Георгий Мантуров напомнил слова Горчакова, сказанные после Крымской войны: «Россия не сердится, Россия сосредотачивается».  Эти слова сейчас звучат очень своевременно,  недавно Президент Путин напомнил их всему миру. А Георгий Мантуров прочитал свои стихи, также навеянные этой фразой:
«России сыны и дочери
Под вечным славянским солнцем
Нам важно сосредоточиться
Мы русские мы прорвемся».

 Георгий прочел еще несколько своих стихотворений: «Молитва», «Путь паломников» (запомнились очень яркие, с любовью описанные образы московских храмов: «Колоколенка в шубке беличьей – Новодевичий»; «И впечатаны в небо синее главки пряничного Василия.
И Ивана Великого сахарная игла»).

Светлана Русская исполнила песню «Родина моя Россиею зовется» и завершила вечер песней «Война», в которой как утверждающий акцент прозвучали такие слова:

«А жить хочется светло,

под мирным просыпаться небом,

А жить хочется светло,
любуясь розовым рассветом…»

В Священном Писании сказано: «Поминайте наставников ваших», и ежегодный вечер митрополита Лавра достойно исполняет этот завет. Вспоминая жизнь праведников, мы и сами вдохновляемся на праведную христианскую жизнь.

 

Анна Андреева, руководитель Издательского отдела церкви свт. Николы на Берсеневке


 

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
КонтактыНа главную На главную