Берсеневская летопись

С чего начиналась Берсеневка

История нашего храма неразрывно связана с историей нашего города, а земля, на которой он стоит, избрана москвичами для молитвенного служения с древних времён. Ещё в 1389 году на этом месте был основан мужской монастырь. Разместился он, как сообщает летописец, «на правом, пологом берегу Москвы-реки напротив притока ручья Черторыя». Местность эта прозывалась Песками, где на сухой песчаной почве рос сосновый бор. В летописи 1475 г. упоминается «церковь Николы на Песку, зовумая Борисова», что свидетельствует о принадлежности храма богатому вотчиннику.


     Однако до нас дошло другое название – Берсеневка. По-видимому, наименование пошло от имени боярина-воеводы И.Н. Берсень-Беклемешева, охранявшего подходы к Кремлю из Замоскворечья. На каждой улице, идущей к переправе через Москву-реку, его ратники устанавливали деревянные ворота с решетчатыми затворами и стояли около них в карауле, чтобы никто ночью не прошел. Обычно эти заставы москвичи называли по имени воеводы, т.е. в данном случае Берсеневскими решетками. Боярин был постельничим у великого князя Иоанна Васильевича III и исполнял при нём разные ответственные поручения: был приставом при германском после Делаторе, приехавшем в Москву с миссией искать руки дочери царя и союза с Россией, назначался послом к Казимиру IV, вёл переговоры с литовскими дипломатами в 1493-94 гг. и с крымским ханом Менгли-Гиреем в 1502 г.
     

В 1493г. от церкви на Берсеневке, тогда деревянной, начался пожар, который перекинувшись через реку, опустошил Кремль. Чтобы избежать вновь такой опасности, великий князь в 1495 г. распорядился расчистить уже застроенный было участок отмели напротив Кремля и заложить Государев сад. В саду рос «берсень» – крыжовник, что даёт право на существование другой версии о названии местности. Однако вспомним, что к тому времени воевода Берсень уже был заслуженным боярином. Его имя было известно многим по его строптивому нраву. Эта черта характера стоила ему, в конце концов, жизни. За дерзость по приказу Василия III его лишили головы. Должно быть, память о нём и сохранилась в наименовании этой местности.
     

Ровно два века цвели Государевы сады, пока в 1701 г. их не уничтожил пожар. А за слободой «Верхние Садовники» прочно закрепилось название Берсеневка. Пока вырубали сосны и закладывали сады, монастырь был упразднён и на его месте поставили деревянную Никольскую церковь. Зимой 1624 г. в окладной книге Московской епархии дьяк записал: «Церкви великого Чудотворца Николы, что за Берсеневою решеткой, даны в долг 11 алтын 2 деньги, которые 20 ноября поп Викула вернул сполна». Следовательно, в ноябре 1624 г. деревянная церковь Николы уже стояла на этом месте. Её разобрали, а летом следующего года заложили новый пятиглавый каменный храм во имя святой Троицы с приделом святителя Николы. «По обещанию приходских и разных посторонних людей» в 1625 г. одноглавый каменный храм был построен.
     

Когда Берсеневка перешла в собственность семьи государевых садовников, точно не определено. Из записи в Стольной книге известно лишь, что в XVII веке здесь жил Кирилл и два его сына – Филипп и Стефан. Вскоре владельцем усадьбы стал внук Аверкий Стефанов Кириллов, которого назначили главой садовников царских садов в Замоскворечье. В 1650-е годы он возвёл два каменных строения – церковь и жилые палаты, которые и до настоящего времени формируют усадебный комплекс. Тогда церковь с палатами соединяла галерея на аркадах. Здание было украшено цветными изразцами с узором в синих тонах по белому фону. Внутри большая часть помещений спланирована по старому хоромному принципу вокруг вытянутой в глубину парадной «крестовой палаты», в замке которой заложен камень с высеченной вокруг креста надписью: «Написан сей Святой и Животворящий Крест в лето 7165 года, того же лета и палата посправлена», что служит основанием датировки возобновления здания в 1657 году. Годом позже Аверкий Кириллов передал в дар храму напрестольный крест-мощевик, украшенный драгоценными камнями. В 1677 г. Аверкий стал думным дьяком, заведовал делами приказа Большого прихода, который устанавливал высокие налоги на соль и съестные припасы, что вызывало недовольство народа.
      

Патриарх Иоаким бывал в храме Живоначальной Троицы, не раз благословлял иконами духовенство, приходил с именинным пирогом в гости к настоятелю. За год до стрелецкого бунта умерла Евфимия Леонтьевна Кириллова, жена Аверкия Стефановича, и Святейший Патриарх присутствовал на её погребении.
        

Во время стрелецкого бунта 1682 г. дьяк Аверкий занял сторону Нарышкиных, за что поплатился жизнью. Восставшие стрельцы убивали видных бояр и царских приближённых. Аверкия схватили, протащили волоком на Красную площадь, сбросили с Красного крыльца и добили ятаганами. Это случилось 16 мая, в день памяти преподобного Феодора Освященного. Отпевал Аверкия Кириллова Патриарх Иоаким. И Аверкию, и его жене Евфимии было 60 лет, когда они скончались.
     

После трагической смерти отца владение перешло к его сыну Иакову, который вскоре принял иноческий чин, был пострижен в Донском монастыре. Его жена Ирина Семеновна, став наследницей, пристроила к Троицкому храму придел в честь Казанской иконы Божией Матери, который  16 января 1694 года освятил Патриарх Адриан, построила колокольню на набережной, ограду Донского монастыря, делала вклады в московские храмы. Когда умер её муж, в схиме Иов, Ирина заказала большой колокол (3200 кг) с надписью: «По муже своем и сродниках, при сей церкви лежащих. 1695год». Колокол закрепили в звоннице колокольни. К сожалению, в 1930-е годы колокольня была разрушена, а колокола, пожертвованные ею, переплавлены. В 1703 г. Ирина Семёновна вышла замуж за дьяка Оружейной палаты А.Ф. Курбатова, который отделил церковное владение от палат каменной оградой.
    

Спустя полвека усадьба переходит в государственную казну. В палатах размещались: Межевая канцелярия, Канцелярия конфискаций, Сенатский архив. Поскольку в усадьбе проживали сенатские курьеры, палаты называли Курьерским домом.
     

Пожар 1812 года значительно повредил церковное владение. Находящиеся рядом палаты Аверкия Кириллова не пострадали, но древняя трапезная храма выгорела полностью, а верхние ярусы колокольни пришлось разобрать. В 1817-1827 годах сгоревшие приделы святителя Николы и прп. Феодосия были отстроены заново. После ремонта храм украсили резным иконостасом в стиле ампир, в четверике был выполнен лепной карниз, а своды и стены храма заново расписаны.
     

В 1868 году император Александр II распорядился передать палаты Московскому Археологическому обществу. Незадолго до этого отстроили новую колокольню. А в 1913 г. в Феодосиевском приделе был устроен мраморный иконостас, мраморные киоты разместили в переходе между трапезной и храмом. До середины 1920-х годов на Берсеневке всё оставалось без существенных изменений. Однако во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1923 году был изъят напрестольный крест-мощевик – вклад думного дьяка Аверкия Кириллова. В 1931 году по соседству построили дом Правительства, из окон которого открывался дивный вид на церковку. Видимо поэтому в 1933 г. церковь закрыли, и вся церковная утварь была безвозвратно утрачена. В то время настоятелем был о. Иоанн Цветков.
     

После закрытия в храме устроили гараж для служебных машин чиновников, проживавших в доме Правительства. Плиты надгробий, сохранившихся рядом с храмом захоронений, использовали в качестве бордюрных камней тротуара во дворе Дома на Набережной. Во время Великой Отечественной войны в храме разместили экспозицию краеведческого музея из Ново-Иеросалимского монастыря. Здесь также были реставрационные мастерские, склад, редакции газет и другие организации, которые возводили в храме перегородки и обустраивались, кто как хотел. В 1960-е годы останки думного дьяка Аверкия Кириллова, его отца Стефана и жены Евфимии вывезли вместе с плитами в Исторический музей. Предполагают, что оттуда их переправили в подвалы Новодевичьего монастыря.
    


Храм обрёл новую жизнь, когда в конце 1991 г. иеромонах Кирилл (Сахаров) начал совершать молебны на территории храма, на которых присутствовали члены братства «Всех святых, в земле Российской просиявших». 1 января 1992 г. учредили общину, а уже в мае на престольный праздник свт. Николы была отслужена первая всенощная, обедница, прошел крестный ход. Богослужения совершали без сокращений, пел хор знаменным распевом. В июне указом Патриарха Алексия II иеромонаха Кирилла (Сахарова) назначили настоятелем храма на Берсеневке с оставлением его в числе братии Свято-Данилова монастыря. Но двери в храм часто оказывались закрытыми, так как сторож с ключами исчезал прямо перед службой. В то время в храме располагался НИИ Культурологии. И всё же благодаря Постановлению Правительства о возвращении храмов Церкви и усердным молениям прихожан, богослужения возобновились. Уже в феврале 1993 г. состоялось малое освящение престола Святой Живоначальной Троицы иерейским чином во главе с благочинным Москворецкого округа протоиереем Борисом Гузняковым. В течение года сломали перегородки, настелили черновой пол. Во время этих работ был вскрыт мраморный иконостас придела Феодосия Великого, замаскированный под стену чьими-то заботливыми руками. Архиепископ Солнечногорский Сергий был приглашен для малого освящения придела, посвященного Феодосию Великому, которое состоялось 10 декабря 1994 г. Он же 16 августа 1996 г. освятил позолоченные осьмиконечные кресты, установленные затем на куполах храма. А 14 декабря того же года игумен Кирилл (Сахаров) совершил малое освящение придела свт. Николы.
     

Активные работы по восстановлению храма, его полихромная покраска, не остались незамеченными. Накануне Пасхи 26 апреля 1997 г. приход посетил Святейший Патриарх Алексий II. Вслед за этим в мае полихромная покраска храма была отмечена Дипломом Правительства Москвы. А в 2000-м году в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля удалось обнаружить напрестольный крест Аверкия Кириллова, который хранится там как образец ювелирного искусства древности. Его фотографию в полную величину наклеили на специально изготовленный крест, которым игумен Кирилл благословляет нас и сегодня. Истекшие годы ознаменовались также архиерейскими богослужениями. На престольные праздники прп. Феодосия Великого и свт. Николы служили наместник Новоспасского монастыря епископ Орехово-Зуевский Алексий, наместник Иосифо-Волоцкого монастыря митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, епископ Дмитриевский Александр, благочинный Замоскворецкого округа протоиерей Николай Кречетов. Приезжал к нам и глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр. Все отмечали своеобразие общины, её древнерусский облик: сарафаны, лестовки, подручники, кафтаны, косоворотки. Даже паникадила освещают храм свечами и лампадами, как в былые времена.
     

Начало нового тысячелетия уготовало нам событие, которое затронуло каждого жителя государства Российского – это введение ИНН и ОГРН. Община категорически отказалась от принятия номеров, что вызвало недовольство власть имущих, привело к серьёзному противостоянию. Община твёрдо отказывается использовать номер вместо имени Святого, которое носит храм. Божией милостию мы пока хранимы. Для усиления молитвенного подвига община перешла на полное совершение богослужений по древнему чину. Однако материальные возможности оскудели, практически все работы проводятся благотворительно, пришлось потуже затянуть пояса. Ну что ж, христианин должен быть воином, и история нас этому учит.       

Елена Булганина (ст.библиотекарь церкви, 2008 г.)

На карте
Телефон: 8-495-959-08-62
Адрес: Берсеневская наб., 18
На карте
 
Контакты На главную На главную